Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 984699-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - проект федерального закона) и сообщает свое заключение.
Проектом федерального закона предлагается ввести новый способ приватизации объектов культурного наследия, предусматривающий предоставление арендатору, вложившему свои средства в работы по сохранению арендуемого памятника истории и культуры, права преимущественного выкупа памятника по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом, согласно положениям проекта федерального закона, такой арендатор будет иметь право на уменьшение рыночной стоимости объекта культурного наследия на сумму затрат, произведенных арендатором на работы по сохранению объекта культурного наследия.
В связи с этим проектом федерального закона предложено дополнить Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" новой статьей 14.2 "Льготы, предоставляемые физическим и юридическим лицам, вложившим свои средства в работу по сохранению объектов культурного наследия, при отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности".
Изменениями к статьям 13 и 29 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусматривается введение нового способа приватизации объектов культурного наследия -преимущественного права выкупа объектов культурного наследия.
Следует отметить, что Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" содержит ряд норм, направленных на стимулирование юридических и физических лиц арендовать памятники истории и культуры и проводить работы по их сохранению.
Так, согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона, арендатор объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обеспечивший выполнение работ по сохранению данного объекта, имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат.
В 2014 году в целях обеспечения сохранности неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, Федеральным законом N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ был дополнен статьей 14.1 о возможности установления льготной арендной платы в отношении таких объектов культурного наследия и предоставление их физическим и юридическим лицам в аренду на срок до 49 лет при условии проведения работ по сохранению таких объектов.
Проектом федерального закона предложены дополнительные преференции для лиц, владеющих объектами культурного наследия на праве аренды и вложивших свои средства в сохранение объектов культурного наследия, что важно в условиях ограниченного бюджетного финансирования ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия.
Заложенные в проекте федерального закона предложения, направленные на усиление мер стимулирования добросовестных арендаторов объектов культурного наследия вкладывать средства в реставрацию таких объектов, заслуживают внимания и поддержки.
Вместе с тем, положения проекта федерального закона требуют доработки в части установления критериев и случаев предоставления арендатору права выкупа объекта культурного наследия с уменьшением его рыночной стоимости, а также в части установления механизма подтверждения произведенных арендатором затрат на работы по сохранению объектов культурного наследия.
Кроме того, в законопроекте целесообразно предусмотреть порядок определения суммы, на которую может быть уменьшена выкупная стоимость памятника истории и культуры.
В ином случае, на право преимущественного выкупа смогут претендовать не только арендаторы, вложившие значительные средства в полноценную реставрацию объекта культурного наследия, но и лица, получившие в аренду памятники истории и культуры в удовлетворительном состоянии и понесшие незначительные в связи с этим затраты на работы по его сохранению, либо арендаторы, выполнивших лишь часть необходимых работ.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в предложенной редакции.
Учитывая изложенное, Комитет по культуре предлагает автору проекта федерального закона в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы изменить текст проекта федерального закона N 984699-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и направить его на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.