Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 67509-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 67509-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)", внесенный Правительством Российской Федерации.
Названный законопроект разработан в целях повышения уровня защиты прав, свобод и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, и в соответствии с правовой позицией, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 101-О, от 1 марта 2007 года N 333-О-П и правовой позицией, содержащейся в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 11 октября 2007 года, а также в соответствие с Федеральным законом от 25 октября 1999 года N 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней", с заявлениями и оговорками Российской Федерации при подписании Европейской конвенции о выдаче 1957 года с дополнительными протоколами 1975 и 1978 годов и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с дополнительным протоколом 1978 года согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 3 сентября 1996 года N 458-рп.
Так, статья 462 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополняется положением о необходимости предоставления иностранным государством гарантий отсутствия на его территории угрозы применения к лицу, в отношении которого направлен запрос о выдаче, пыток, жестокого бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения, наказания, смертной казни, его преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, в случае если имеются основания полагать, что существует угроза применения к выдаваемому лицу указанных видов обращения или наказания.
Кроме того, в статью 463 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вносятся изменения, согласно которым устанавливается возможность рассмотрения судом жалобы на решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче в отсутствии лица, подавшего жалобу, но при обязательном участии защитника, а также жалобы на дополнительное согласие Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя на привлечение в запрашивающем государстве ранее выданного лица к уголовной ответственности за преступление, совершенное им до выдачи, за которое оно не было выдано.
В статье 464 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации также расширяется перечень оснований, по которым выдача лица не допускается, и перечень оснований, при наличии которых в выдаче может быть отказано.
В частности, к основаниям, исключающим возможность выдачи лица относятся в том числе случаи:
- лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, в связи с возможностью преследований в данном иностранном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям в Российской Федерации признано беженцем или в связи с данными или иными обстоятельствами ему предоставлено временное убежище;
- в Российской Федерации в отношении преступления, в связи с совершением которого был направлен запрос о выдаче, принят акт об амнистии и Российская Федерация обладает компетенцией возбуждать уголовное преследование;
- деяние, в связи с которым запрашивается выдача лица, в соответствии с законом запрашивающего государства наказуемо смертной казнью и запрашивающее государство не предоставило достаточных гарантий того, что приговор, которым может быть назначена смертная казнь, не будет приведен в исполнение;
- имеются достаточные основания полагать, что лицо, выдача которого запрашивается иностранным государством, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве преследованию по признаку расы, вероисповедования, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию;
- выдача лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче, может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим национальным интересам Российской Федерации.
В то же время к основаниям, по которым в выдаче лица может быть отказано, добавляются случаи:
- имеются основания полагать, что выдача лица, в отношении которого поступил запрос о выдаче, может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;
- в третьем государстве в отношении лица, выдача которого запрашивается иностранным государством, в отношении преступления, в связи с совершением которого был направлен запрос о выдаче, вынесено вступившее в законную силу итоговое судебное решение и (или) применен акт об амнистии, освобождающий лицо от наказания в виде лишения свободы;
- лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, является несовершеннолетним и его выдача несовместима с мерами защиты прав и интересов несовершеннолетних или перевоспитания.
Законопроектом уточняются положения статьи 466 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающие порядок избрания в отношении лица, выдача которого запрашивается, мер пресечения и обжалования решений по вопросам, связанным с избранием, применением или изменением мер пресечения.
В частности, до избрания меры пресечения указанное лицо может быть задержано без судебного решения на срок не более 48 часов. Кроме того, при получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, прокурор при отсутствии предусмотренных статьей 464 настоящего Кодекса оснований для отказа в выдаче лица вправе заключить это лицо под стражу или подвергнуть его домашнему аресту на срок не более 2 месяцев без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации, о чем уведомляется лицо, в отношении которого прокурором применена мера пресечения.
Концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем представляется необходимым отметить, что в соответствии со статьей 84 Уголовного кодекса Российской Федерации амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. При этом актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности, а лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. Таким образом, субъектом акта об амнистии являются лица, совершившие те или иные преступления, а не сами преступления, как это предусмотрено проектным пунктом 6 части первой статьи 464 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Высказанное выше замечание можно учесть при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 67509-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.