Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(обязательное)
Обработка результатов поверки
Б.1 Погрешность весов до округления при статическом режиме взвешивания при первичной поверке определяют не менее чем в десяти точках, равномерно расположенных по диапазону взвешивания, включая минимальную и максимальную точки при нагружении и разгружении весов. Нагрузка на весы должна соответственно увеличиваться или уменьшаться в одном направлении.
Перед началом проверки весы необходимо выдержать во включенном состоянии не менее 20 мин. Проверку проводят путем нагружения весоизмерительной платформы гирями класса по ГОСТ 7328.
Допускается выполнять проверку способом последовательных замещений.
Вначале определяют погрешность индикации весов до округления. Для этого при некоторой нагрузке L снимают показания весов I. Затем догружают весы гирями массой 0,1d до момента изменения показаний весов на один интервал шкалы I + d. Дополнительный груз , добавленный на весоизмерительную платформу, дает индикацию Р, которая предшествует операции округления и вычисляется по формуле
P = l + 0,5d - .
(Б.1)
Погрешность весов до округления
E = P - L = l + 0,5d - - L.
(Б.2)
Таким образом, вначале определяют погрешность в нуле () и при каждом значении нагрузки L(Е). Исправленное значение погрешности весов (
) при нагрузке L определяется по формуле
.
(Б.3)
Полученные значения не должны превышать величины, указанные в таблице 3.
Б.2 Погрешность весов при определении нагрузки на одиночную ось в режиме статического взвешивания определяют с использованием эталонного ТС на рессорной подвеске с двумя осями. Погрешность не должна превышать одно из следующих значений:
а) значения из таблицы Б.1, округленные до ближайшего интервала шкалы;
б) 1d при первичной поверке и 2d при периодической поверке.
Методика проведения операции приведена ниже.
Б.2.1 Нагрузку на каждую ось определяют путем взвешивания в статическом режиме с остановкой каждой оси в центре весоизмерительной платформы. При этом двигатель должен быть заглушен, тормоза отпущены, трансмиссия выключена. Для предотвращения качения ТС допускается использовать противооткатные приспособления.
Взвешивают по очереди каждую ось на весах и записывают значения нагрузок на одиночные оси. После того как обе оси будут взвешены, вычисляют полную массу ТС суммированием зарегистрированных значений для двух нагрузок на оси и записывают значение массы ТС. Эту операцию необходимо провести пять раз при движении ТС в одном направлении и пять раз при движении в противоположном направлении. Если весы предназначены для работы только в одном направлении, то выполняют пять проездов в направлении, указанном в документации на весы.
Взвешивание проводят как для порожнего, так и для загруженного ТС.
Таблица Б.1
Класс точности |
Процент от действительного значения статической массы одиночной эталонной оси |
|
Первичная поверка |
Периодическая поверка |
|
А |
|
|
В |
|
|
С |
|
|
D |
|
|
Е |
|
|
F |
|
|
Б.2.1.1 Вычисляют среднеарифметическое значение статической нагрузки для каждой одиночной оси эталонного ТС на рессорной подвеске с двумя осями:
,
(Б.4)
где i - номер одиночной оси;
10 - число взвешиваний при определении статической нагрузки на каждую неподвижную ось;
- показания весов при определении нагрузки на одиночную ось.
Б.2.1.2 Суммируют два среднеарифметических значения нагрузки на одиночные оси для определения средней полной массы неподвижного ТС
.
(Б.5)
Можно также использовать зарегистрированные значения полной массы ТС, рассчитанные после каждого взвешивания осей ТС, как описано выше, и вычисляют среднее значение полной массы неподвижного эталонного ТС с двумя осями
.
(Б.6)
Б.2.1.3 Вычисляют исправленные среднеарифметические значения нагрузок на одиночные оси следующим образом:
,
(Б.7)
где - - действительное значение полной массы эталонного ТС, определенное по методике приложения А.
В данном случае действительное значение эталонной статической нагрузки на одиночную ось для эталонного ТС на рессорной подвеске с двумя осями будет соответствующим исправленным значением средней арифметической нагрузки на одиночную ось.
Прослеживаемость действительного значения нагрузок на одиночную ось неподвижного эталонного ТС на рессорной подвеске с двумя осями обеспечивается тем, что сумма двух исправленных среднеарифметических значений статических нагрузок на эталонную одиночную ось равняется действительному значению полной массы эталонного ТС, определенного путем однократного сквозного проезда на контрольных весах.
.
(Б.8)
Б.2.2 Относительную погрешность весов при взвешивании ТС в движении определяют при помощи как минимум трех из четырех нижеперечисленных автомобилей:
- с двумя осями на рессорной подвеске;
- с тремя осями;
- пяти-, шестиосное ТС с явно выделенным прицепом с тремя осями;
- двух-, трехосное ТС с двух-, трехосным прицепом.
Б.2.2.1 По Б.2.1 проводят указанное число n 20 проездов, делают запись нагрузок на одиночные оси и, если требуется, нагрузок на группы осей ТС, как они индицированы или напечатаны поверяемыми весами. Если не установлены критерии для определения различных групп осей, все зарегистрированные нагрузки на оси следует рассматривать как нагрузки на одиночную ось.
Б.2.2.2 Вычисляют среднеарифметические значения нагрузки на одиночные оси и, если требуется, среднеарифметические значения нагрузки на группы осей
,
(Б.9)
где i - номер одиночной оси;
n - число взвешиваний в движении (не менее 20);
- зарегистрированные нагрузки для этой оси.
,
(Б.10)
где i - номер группы (может быть нуль);
n - число взвешиваний в движении (не менее 20);
- зарегистрированные значения нагрузок для этой группы осей.
Б.2.2.3 Используя значения, индицированные или напечатанные поверяемыми весами на выходном документе (квитанции) для полной массы ТС, вычисляют среднее значение полной массы эталонного ТС
,
(Б.11)
Можно также просуммировать среднеарифметические значения нагрузки на одиночные оси и нагрузки на группы осей, чтобы определить среднеарифметическое значение полной массы ТС
,
(Б.12)
где q - число одиночных осей на ТС;
g - число групп осей на ТС (может быть нуль).
Б.2.2.4 Вычисляют исправленные среднеарифметические значения нагрузки на одиночные оси и, если требуется, исправленное среднеарифметическое значение нагрузки на группу(ы) осей
,
(Б.13)
,
(Б.14)
где - действительное значение полной массы эталонного ТС, определенное по методике приложения А.
Для обеспечения прослеживаемости сумма исправленных среднеарифметических значений нагрузок на одиночные оси и нагрузок на группы осей эталонного ТС должна быть равна действительному значению полной массы эталонного ТС
,
(15)
где q - число осей;
g - число групп осей на ТС (может быть нуль).
Б.2.2.5 Вычисляют отклонение нагрузки на каждую одиночную ось от соответствующего исправленного среднеарифметического значения нагрузки на одиночную ось и, если требуется, отклонение нагрузки на каждую группу осей от соответствующего исправленного среднеарифметического значения нагрузки на группу осей
,
(Б.16)
где - абсолютное значение погрешности определения нагрузок на одиночную ось;
,
(Б.17)
где - абсолютное значение погрешности определения нагрузок на группы осей.
Ни одно из отклонений не должно превысить соответствующее максимальное допустимое отклонение, определенное:
а) в таблице Б.2, округленное до ближайшего интервала шкалы;
б) при первичной поверке,
при периодической поверке,
где n - число осей в группе, n = 1 для отдельных осей.
Таблица Б.2
Класс точности |
Процент от исправленного среднего значения нагрузки на группу осей |
|
Первичная поверка |
Периодическая поверка |
|
А |
|
|
В |
|
|
С |
|
|
D |
|
|
Е |
|
|
F |
|
|
Б.2.3 Определение погрешности полной массы ТС
Для определения относительной погрешности весов при взвешивании ТС в движении используют порожние и груженые ТС, которые проезжают по весоизмерительной платформе не менее десяти раз следующим образом:
- шесть проездов по центру весоизмерительной платформы;
- два проезда ближе к левой стороне весоизмерительной платформы;
- два проезда ближе к правой стороне весоизмерительной платформы.
Полученные значения не должны превышать установленную МДП, определенную:
а) в таблице Б.3, округленную до ближайшего интервала шкалы;
б) - при первичной поверке,
- при периодической поверке.
Таблица Б.3
Класс точности |
Процент от значения полной массы эталонного ТС |
|
Первичная поверка |
Периодическая поверка |
|
0,2 |
|
|
0,5 |
|
|
1 |
|
|
2 |
|
|
5 |
|
|
10 |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.