Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 июня 2017 г. N 5.1-01/1290
на проект федерального закона N 1166412-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 7 июня 2017 г.
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1166412-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 6 сентября 2016 года, принят Государственной Думой в первом чтении 2 декабря 2016 года, во втором чтении - 24 мая 2017 года, в третьем чтении - 7 июня 2017 года.
Федеральным законом предусматриваются изменения, направленные на инкорпорацию в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) отдельных положений подзаконных правовых актов СССР и РСФСР, а также некоторые другие изменения.
Федеральным законом уточняются положения статьи 93 Кодекса в части режимов труда при работе с неполным рабочим временем (сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) с сохранением количества рабочих дней в неделю; сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены); одновременное сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) и количества рабочих дней в неделю).
В названной статье предусматриваются положения, в соответствии с которыми неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок. В случаях, когда работодатель обязан установить неполное рабочее время по просьбе работника, оно устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени. При этом режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий работы у данного работодателя.
В статью 101 Кодекса включаются положения, в соответствии с которыми работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться только тогда, когда соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой). В статье 108 Кодекса дополнительно устанавливается, что в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором перерыв для отдыха и питания может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
Статьи 153 и 152 Кодекса дополняются положениями, согласно которым оплата в повышенном размере производится за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день, а работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере, либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере.
Кроме того, при рассмотрении проекта Федерального закона во втором чтении в него было внесено изменение, направленное на восстановление согласованности положений статей 278 и 279 Кодекса, которая была нарушена при внесении изменений (введении части второй) в статью 279 Кодекса Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 347-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "введении части второй) в статью 279" следует читать "введении части второй) в статью 278"
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в соответствии с пунктом "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, а также вопросы, находящиеся в соответствии с пунктом "б" (защита прав и свобод человека и гражданина), пунктом "к" (трудовое законодательство) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 22 июня 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.