Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 6884-7 "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части ограничения повышения минимального размера взноса на капитальный ремонт)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 6884-7 "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.Н. Абрамовым, А.Н. Диденко (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить часть 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации положением, направленным на ограничение повышения минимального размера взноса на капитальный ремонт путем установления предельной величины такого повышения в виде показателя прогнозируемого в очередном финансовом году уровня инфляции (индекса потребительских цен) в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В этой связи Комитет считает возможным отметить следующее.
В соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Методическими рекомендациями по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержденными приказом Минстроя России от 27 июня 2016 года N 454/пр, определены принципы установления соответствующего взноса:
1) определение минимального размера взноса на основе оценки общей потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренный частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с частью 2 указанной статьи (далее - установленный перечень услуг и работ по капитальному ремонту) (далее - перечень минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту);
2) доступность минимального размера взноса для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах с учетом совокупных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
3) достаточность финансовых средств, формируемых исходя из устанавливаемого минимального размера взноса, с учетом планируемых мер финансовой поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации для обеспечения выполнения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации субъекты Российской Федерации при установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт обязаны руководствоваться указанными методическими рекомендациями (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015 г. N 65-АПГ15-6, от 23.09.2015 г. N 87-АПГ15-4).
Законопроект не учитывает необходимость соблюдения названных принципов, которыми должны руководствоваться субъекты Российской Федерации при установлении взносов на капитальный ремонт. Вместе с тем их соблюдение позволяет обеспечить обоснованный расчет необходимого и доступного взноса на капитальный ремонт в каждом субъекте Российской Федерации. Так, указанными методическими рекомендациями предусмотрено ограничение роста минимального размера взноса на капитальный ремонт в зависимости от доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Предлагаемое авторами законопроекта ограничение минимального размера взноса на капитальный ремонт приведет к недофинансированию региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с недостаточной наполняемостью фондов капитального ремонта. А это значит, что региональные операторы не смогут соблюдать сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленных в региональных программах. Учитывая, что субъект Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах при таких обстоятельствах расходные обязательства субъектов Российской Федерации могут существенно увеличиться.
Для собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонда капитального ремонта на специальных счетах, перед которыми у регионального оператора и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нет никаких обязательств, реализация рассматриваемого законопроекта приведет к невозможности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в установленные сроки, а это означает рост ветхого и аварийного жилищного фонда в целом по стране.
Кроме того, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2014 года N 734 индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением. Однако в законопроекте не учитывается, что потребность в увеличении минимального размера взноса на капитальный ремонт может быть обусловлена повышением стоимости материалов, комплектующих, оборудования, приобретаемого за пределами субъектов Российской Федерации и не учтенного при определении индекса потребительских цен в нем.
В заключение Комитет отмечает, что поднятая автором законопроекта проблема является актуальной, так как дифференциация размеров взносов на капитальный ремонт в различных регионах значительно отличается.
При этом в двух соседних регионах с одинаковыми климатическими и социально-экономическими условиями размер взносов на капитальный ремонт существенно различается. Так, например, размер взноса на капитальный ремонт в г.Москве составляет 15 руб. с 1 кв.м. в месяц, а в Московской области в 2016 году составлял 8 руб. 30 коп. с 1 кв.м. в месяц, в 2017 году - 8 руб. 65 коп. с 1 кв.м. в месяц.
Представляется такой разброс по субъектам Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт необоснованным и требующим регулированию на федеральном уровне.
Следует отметить, что перед Правительством Российской Федерации в настоящее время поставлена Президентом Российской Федерации задача о проведении контроля за обоснованностью устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации размеров взносов на капитальный ремонт (Перечень поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах от 31 декабря 2016 года N Пр-2591). Вместе с тем законопроект не решает указанную проблему и не реализует поручением Президента Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 6884-7 "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.