Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 119009-7 "О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части совершенствования процедуры взыскания алиментов)", внесенному членом Совета Федерации А.А. Клишасом, депутатами Государственной Думы О.В. Пушкиной, З.З. Байгускаровым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11.04.2017 года (выписка из протокола N 40, пункт 88) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (ответственный) рассмотрел проект федерального закона N 119009-7 "О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части совершенствования процедуры взыскания алиментов)", внесенный членом Совета Федерации А.А. Клишасом, депутатами Государственной Думы О.В. Пушкиной, З.З. Байгускаровым.
1. Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) и часть 6 статьи 30, часть 2 статьи 43, части 1 и 2 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
2. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел законопроект и отмечает следующее.
2.1. Согласно действующей редакции пункта 1 статьи 117 СК РФ и пункта 1 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
При этом организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ, производят индексацию лишь в случаях, если такой документ направлен непосредственно взыскателем (часть 1 статьи 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В остальных случаях индексацию производит судебный пристав-исполнитель.
Одновременно необходимо обратить внимание и на то, что на судебном приставе-исполнителе лежит обязанность производить индексацию алиментов даже в том случае, если исполнительное производство окончено в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (пункт 8 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Согласно предложенной авторами редакции пункта 1 статьи 117 СК РФ индексация алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, будет производиться судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, либо соответствующей организаций или иным лицом, в случае если они получили исполнительный документ от взыскателя или копию исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя.
Предложенное изменение сократит срок индексации алиментов, как следствие, ускорит их получение, что, безусловно, отвечает интересам взыскателя.
При этом необходимо обратить внимание на то, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы (заключение от 12.05.2017 года N вн. 2.2-1/2325) и Верховный Суд Российской Федерации (письмо Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Т.А. Петрова от 05.05.2017 года N 3-ВС-3269/17) указали на необходимость уточнения текста проектируемого пункта 1 статьи 117 СК РФ. Необходимо учесть то, что в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель направляет в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом, копию исполнительного документа (а не сам исполнительный документ).
2.2. Кроме того, законопроектом часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" дополняется новым пунктом 9. Так, судебным приставам-исполнителям предлагается разрешать прекращать исполнительное производство по алиментам обязательствам по достижении ребенком совершеннолетние или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (вступление в брак до достижения восемнадцати лет или эмансипация).
При этом пункт 6 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" дополняется новым основанием для возбуждения исполнительного производства - постановлением судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам обязательствам в случае прекращения исполнительного производства в связи с достижением ребенком совершеннолетния или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности.
Указанное изменение является дополнительной гарантией взыскания задолженности по алиментам даже в случае прекращения исполнительного производства.
2.3. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей отмечает актуальность и своевременность норм, содержащихся в проекте федерального закона.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству (соисполнитель) (Решение и заключение Комитета от 16.05.2017 года N 29) и Комитет Совета Федерации по социальной политике (Отзыв от 11.05.2017 года N 3.8-05/1049) поддерживают концепцию законопроекта.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 119009-7 "О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части совершенствования процедуры взыскания алиментов)", внесенной членом Совета Федерации А.А. Клишасом, депутатами Государственной Думы О.В. Пушкиной, З.З. Байгускаровым.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.