Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.В. Логинова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.В. Логинов - инвалид II группы, признанный безработным, оспаривает конституционность части первой статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников; а также пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 25 марта 2013 года N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области", предусматривающего установление квоты для приема на работу инвалидов в отношении работодателей, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, численность работников которых превышает 100 человек, - в размере трех процентов среднесписочной численности работников, а в отношении работодателей с численностью работников, превышающей 100 человек, у которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда имеется более 50 процентов работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, - в размере двух процентов среднесписочной численности работников.
По мнению заявителя, примененные в его деле судами общей юрисдикции оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 15 (часть 4), 19 (часть 2) и 37 Конституции Российской Федерации и ограничивают его право на труд и занятость у работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные М.В. Логиновым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), в том числе защиты от безработицы (статья 37, часть 3), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая защиту от безработицы, относится к полномочиям законодателя. При этом, поскольку социальная защита отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации), по данному предмету совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", определяя в качестве основного направления государственной политики в области содействия занятости осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов (абзац шестой пункта 2 статьи 5), закрепляет для инвалидов дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются в том числе путем установления квоты для приема их на работу в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (пункты 1 и 2 статьи 13), а также предусматривает содействие работодателей в обеспечении занятости населения, одной из форм которого является соблюдение установленной квоты для инвалидов (абзац седьмой пункта 1 статьи 25).
Так, частью первой статьи 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается установление законодательством субъекта Российской Федерации квот для приема на работу инвалидов в отношении работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, а также возможность определения таких квот в отношении работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек.
Действуя во исполнение названных положений в пределах своих полномочий, законодатель Свердловский области в статье 7 Закона Свердловской области "О содействии занятости населения в Свердловской области" с учетом ситуации на региональном рынке труда определил категорию работодателей, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, для которых устанавливается квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов.
Такое правовое регулирование согласуется с целями государственной политики в сфере содействия занятости, а оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования устанавливают правовой механизм обеспечения занятости инвалидов и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Разрешение же поставленного М.В. Логиновым вопроса о возложении на работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, обязанности по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов относится к исключительной компетенции законодателя и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Логинова Михаила Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 996-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Логинова Михаила Владимировича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 7 Закона Свердловской области "О содействии занятости населения в Свердловской области"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)