Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан Е.Н. Федоровой и Ю.А. Федоровой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданам Е.Н. Федоровой и Ю.А. Федоровой - членам семьи сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации и ветерана боевых действий, который был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2004 году и умер в 2013 году, было отказано в удовлетворении требований, связанных с внесением изменений в список очередников на предоставление жилья в структурном подразделении МВД России и с предоставлением жилищных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как указали суды, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на социальные гарантии, установленные данным Федеральным законом, сохраняется за членами семьи умершего сотрудника органа внутренних дел при наличии определенных условий, которые в деле заявителей отсутствуют.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.Н. Федорова и Ю.А. Федорова оспаривают конституционность следующих законоположений:
части 1 статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей жилищные гарантии для граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей;
подпункта 3 пункта 1 статьи 16 и статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предусматривающих в качестве меры социальной поддержки предоставление жилья за счет средств федерального бюджета для граждан - ветеранов боевых действий и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
По мнению заявителей, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 2, 7 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 17 (часть 2), 18, 19 (части 1 и 2), 40, 46 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют отказывать в предоставлении жилищных гарантий членам семьи сотрудника органа внутренних дел, который был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения вместе с членами своей семьи до 1 марта 2005 года и впоследствии умер от заболевания, полученного в период службы. При этом заявители указывают, что подлежали обеспечению жильем в составе семьи сотрудника органа внутренних дел в первоочередном порядке, поскольку такое право ему было предоставлено как ветерану боевых действий первоначальной редакцией подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", однако были приняты на учет в общую очередь.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть 1 статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (как в первоначальной, так и в действующей редакциях) устанавливают дополнительные гарантии в жилищной сфере для граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и ветеранов боевых действий. Эти нормы не регламентируют жилищные права членов их семей в случае смерти таких граждан; данные права и условия предоставления этих прав установлены иными нормами - частью 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 21 Федерального закона "О ветеранах". При этом, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель вправе установить для членов семей сотрудника органов внутренних дел и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, меры социальной защиты, отличные от тех, которые предоставляются самим сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, а также предусмотреть в качестве льготы сохранение права на меры социальной защиты в случае смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел (определения от 9 июня 2015 года N 1230-О и от 29 сентября 2015 года N 2145-О).
Как следует из представленных материалов, заявители были приняты в 2004 году на жилищный учет лиц в линейном отделе МВД России на транспорте в качестве членов семьи сотрудника данного отдела и их правовой статус в этих правоотношениях был производен от правового статуса самого сотрудника. При этом - в силу действовавшего в тот период Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции", его статьи 30, - все сотрудники милиции имели право на обеспечение жильем в первоочередном порядке и, как указали суды, наличие у данного сотрудника удостоверения ветерана боевых действий не давало ему преимуществ перед другими сотрудниками, которые были приняты на жилищный учет ранее него. Также суд апелляционной инстанции отметил, что в данном деле нет заявления указанного сотрудника о включении его в льготную очередь как ветерана боевых действий.
С учетом изложенного часть 1 статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" сами по себе не нарушают конституционные права заявителей.
Что же касается статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", то из представленных заявителями документов не следует, что они обращались в уполномоченный орган за предоставлением мер социальной поддержки как члены семьи умершего ветерана боевых действий и судом в установленной юрисдикционной процедуре разрешался вопрос о наличии у них прав на жилищные гарантии, предусмотренные этой нормой. Правом же на обращение с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, а само по себе упоминание в судебных актах тех или иных норм не может расцениваться как их применение в конкретном деле. Следовательно, данная жалоба и в этой части не может быть признана допустимой.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Федоровой Елены Николаевны и Федоровой Юлии Андреевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 1048-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Федоровой Елены Николаевны и Федоровой Юлии Андреевны на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 и статьей 21 Федерального закона "О ветеранах"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)