Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 июня 2017 г. N 46-КГ17-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 июня 2017 г. гражданское дело по иску Маловой О.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноглинском районе г. Самары о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноглинском районе г. Самары Десятова А.А. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 8 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 11 июля 2016 г., которыми исковые требования Маловой О.Н. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителя Маловой О.Н. по доверенности и по ордеру адвоката Дьяченко А.И., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Малова О.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноглинском районе г. Самары (далее - ГУ - УПФР в Красноглинском районе г. Самары, пенсионный орган) о признании незаконным решения ГУ - УПФР в Красноглинском районе г. Самары от 22 декабря 2015 г. N 419 об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), о включении в специальный стаж периода её работы с 22 сентября 2003 г. по 10 ноября 2015 г. в должности бортпроводника, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. с даты обращения за её назначением, то есть с 10 ноября 2015 г., и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В обоснование предъявленных требований Малова О.Н. ссылалась на то, что с 22 сентября 2003 г. по настоящее время она работает в должности бортпроводника, имеет определённый налёт часов, который зафиксирован в её лётной книжке.
Полагая, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, Малова О.Н. 10 ноября 2015 г. обратилась в ГУ - УПФР в Красноглинском районе г. Самары с соответствующим заявлением.
22 декабря 2015 г., рассмотрев протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноглинском районе г. Самары от 17 декабря 2015 г. N 918 и представленные Маловой О.Н. документы, пенсионный орган принял решение N 419 об отказе Маловой О.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ - в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, дающей право на назначение такой пенсии, так как бортпроводники не относятся к лётному составу гражданской авиации.
По мнению Маловой О.Н., отказ пенсионного органа является незаконным, поскольку бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с лётным экипажем образуют экипаж воздушного судна, что даёт им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Представитель ответчика в суде первой инстанции исковые требования Маловой О.Н. не признал.
Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 8 апреля 2016 г. исковые требования Маловой О.Н. удовлетворены. На ГУ - УПФР в Красноглинском районе г. Самары возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Маловой О.Н. спорные периоды работы и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 10 ноября 2015 г. Суд также взыскал с ГУ - УПФР в Красноглинском районе г. Самары в пользу Маловой О.Н. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 11 июля 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе начальника ГУ - УПФР в Красноглинском районе г. Самары Десятова А.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по данному делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 19 января 2017 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 28 апреля 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ГУ - УПФР в Красноглинском районе г. Самары, о причинах неявки не сообщил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Малова О.Н. работала в должности бортпроводника в периоды с 22 сентября 2003 г. по 8 августа 2005 г. в ОАО "Авиакомпания "Самара", с 23 августа 2005 г. по 19 сентября 2007 г. - в ООО "Авиакомпания "ВИМ-АВИА", с 19 октября 2007 г. по 1 октября 2008 г. - в ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", с 21 октября 2008 г. по 30 марта 2012 г. - в ООО "Авиакомпания "ВИМ-АВИА", с 2 апреля 2012 г. по 14 ноября 2014 г. - в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", с 17 ноября 2014 г. по 10 ноября 2015 г. - в ООО "Производственно-коммерческая фирма "КАТЭКАВИА" (с 22 октября 2015 г. - переименовано в ООО "АЗУР эйр").
За указанные периоды работы Малова О.Н. имеет определённый налёт часов, который зафиксирован в её лётной книжке и справке о налёте часов бортпроводника (7852 часа 41 минута).
10 ноября 2015 г. Малова О.Н. обратилась в ГУ - УПФР в Красноглинском районе г. Самары с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ как работнику лётного состава гражданской авиации, полагая, что имеет право на пенсию по данному основанию, так как её выслуга исходя из налёта часов составляет более 32 лет.
Решением ГУ - ПФР в Красноглинском районе г. Самары 22 декабря 2015 г. N 419 Маловой О.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (как работнику лётного состава гражданской авиации) в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение такой пенсии по указанному основанию. Пенсионным органом не были приняты в подсчёт стажа периоды работы истца бортпроводником в ОАО "Авиакомпания "Самара", ООО "Авиакомпания "ВИМ-АВИА", ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", ООО "Производственно-коммерческая фирма "КАТЭКАВИА" (с 22 октября 2015 г. - ООО "АЗУР эйр"), поскольку должность бортпроводника не относится к лётному составу гражданской авиации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Маловой О.Н. о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как работнику лётного состава гражданской авиации суд первой инстанции со ссылкой на пункт 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" пришёл к выводу о том, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей лётного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобрётшим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, на какой должности они работают, поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации. Поскольку Малова О.Н. в спорные периоды работала в должности бортпроводника, то есть являлась членом кабинного экипажа, который в совокупности с лётным экипажем образует экипаж воздушного судна, принимала непосредственное участие в выполнении полётов, суд признал за ней право на назначение пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в лётном составе гражданской авиации, а при оставлении лётной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 16 июля 2014 г. было принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Этим постановлением Правительства Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2015 г., установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в лётном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.
Статьёй 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", было определено, что пенсия в связи с работой в лётном и лётно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении лётной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
Списком должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам лётного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; лётно-инструкторский состав; командно-лётный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по лётной службе (лётной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее лётное свидетельство и участвующие в полётах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъёмы) на специальных спусковых (подъёмных) устройствах с вертолётов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полётов в гражданской авиации СССР, утверждённого приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), к лётному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство лётного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, лётчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолётов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.
Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации", утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полётов государственной авиации, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к лётному составу отнесены лётчики, штурманы, курсанты (слушатели) лётных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к лётной работе и выполняющие функциональные обязанности в полёте в составе экипажа в соответствии с руководством по лётной эксплуатации воздушного судна.
Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники лётного состава экипажа воздушного судна. Бортпроводники не входят в лётный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217). Такое разделение правовых оснований досрочного назначения страховой пенсии по старости между бортпроводниками и лицами, входящими в лётный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полёта, не идентичны.
Положения изложенных выше норм материального права судебными инстанциями при разрешении спора учтены не были, а вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей лётного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретшим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, на какой должности они работают, основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Ссылка судов первой и апелляционной инстанций в обоснование вывода о наличии у Маловой О.Н. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как работнику лётного состава гражданской авиации на Список должностей работников лётного состава авиации, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, несостоятельна, поскольку данным нормативно-правовым актом определён перечень должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), к которым Малова О.Н., работавшая в должности бортпроводника, не относится.
Наличие у Маловой О.Н. лётной книжки с указанием количества налёта часов, на что указал суд, удовлетворяя иск, само по себе не влечёт возникновения у истца права на назначение досрочной пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
С учётом приведённых обстоятельств обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноглинского районного суда г. Самары от 8 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 11 июля 2016 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Красноглинский районный суд г. Самары.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 июня 2017 г. N 46-КГ17-5
Текст определения официально опубликован не был