Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.П. Кузнецова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.П. Кузнецов оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ):
пункта 1 статьи 14 в части назначения федеральным государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости;
абзаца первого пункта 2 статьи 21 в части ограничения размера среднемесячного заработка для исчисления пенсии за выслугу лет федеральному государственному гражданскому служащему 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы, примененные в его деле судами общей юрисдикции, вступают в противоречие со статьей 39 Конституции Российской Федерации, поскольку умаляют право федерального государственного гражданского служащего на получение назначенной пенсии за выслугу лет вследствие установления такого механизма определения размера указанной пенсии, который не гарантирует ее установление хотя бы в минимальном размере, чем приводит к поглощению пенсии за выслугу лет трудовой пенсией.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (подпункт 11 пункта 1 статьи 52).
До принятия данного федерального закона пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", регулирующих порядок установления этой категории граждан пенсии за выслугу лет.
Действуя во взаимосвязи друг с другом, а также с положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), пункт 1 статьи 14 и абзац первый пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяют порядок исчисления размера пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих исходя из их среднемесячного заработка, не превышающего 2,8 должностного оклада, с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности (после вышеназванной календарной даты - страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии). Такой порядок в равной мере распространяется на всех федеральных государственных гражданских служащих как лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию и при этом наделенных публично-правовым статусом, обусловленным спецификой задач, принципов организации и функционирования государственной гражданской службы, и не может рассматриваться как нарушающий их конституционное право на социальное обеспечение.
Разрешение же вопроса о введении иного порядка определения размера пенсии за выслугу лет, на чем, как видно из содержания жалобы, настаивает заявитель, составляет прерогативу федерального законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Владимира Павловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 1044-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Владимира Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 14 и абзацем первым пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)