Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 188813-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 20 июня 2017 года (протокол N 52 пункт 74) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 188813-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях реализации предложений заинтересованных органов государственной власти в отношении вопросов, связанных с применением Федерального закона от 01 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об особенностях предоставления гражданам земельных участков).
В частности законопроектом предлагается уточнить процедуру и форму представления информации о территориях, которые определены законом субъекта Российской Федерации и в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, также предусматривается расширение территорий, на которых допускается предоставление гражданам земельных участков в безвозмездное пользование.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предлагаемые изменения направлены на повышение эффективности реализации Закона об особенностях предоставления гражданам земельных участков на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и уменьшение количества отказов в предоставлении гражданам земельных участков в безвозмездное пользование.
Комитет в целом положительно оценивает данную законодательную инициативу, тем не менее, обращает внимание на недостаточную ее проработанность.
Согласно статьям 25.1 и 25.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" и Земельному кодексу Российской Федерации земельные участки для целей недропользования предоставляются после получения права пользования недрами и оформления лицензии, также участок недр не может включать в себя земельный участок, поскольку находится ниже почвенного слоя (поверхности земли). Поэтому земельный участок не может находиться в "границах территории, указанной в такой лицензии", кроме того к трехмерному объекту (участок недр) в принципе неприменимо понятие "территория". В связи с этим предлагается изменить соответствующие положения законопроекта.
Законопроектом не учтено, что геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений нефти проводится, в том числе и на газовый конденсат. В целях исключения необоснованных случаев отказов в предоставлении гражданам земельных участков, слова "нефти и газа" по тексту законопроекта следует заменить словами "углеводородного сырья".
Законопроектом предлагается снять запрет на предоставление гражданам земельных участков, на которых расположены защитные леса отдельных категорий.
Комитет отмечает, что наиболее важное значение для сохранения уникальной природы Дальневосточного федерального округа имеют леса, расположенные в водоохранных и орехово-промысловых зонах, так как данные леса важны для регулирования паводков, сохранения условий для нереста промысловых рыб и имеют большое социально-экономическое значение для местного населения.
Освоение лесов водоохранных и орехово-промысловых зон, в том числе создание в них инфраструктуры, может привести к рискам снижения или утраты защитных функций этих лесов.
По мнению Комитета, вопрос о целесообразности предоставления гражданам земельных участков из состава земель лесного фонда, на которых расположены леса в водоохранных и орехово-промысловых зонах требует дополнительной детальной проработки.
Коме того, в соответствии со статьёй 7 законопроекта предусматривается возможность предоставления земельных участков, расположенных в границах охотничьих угодий, за исключением случаев, когда на испрашиваемом земельном участке размещен объект охотничьей инфраструктуры в границах охотничьих угодий, используемых на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, либо испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению в аренду для размещения объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с охотхозяйственным соглашением или соглашением о государственно-частном партнерстве.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охотничьими угодьями признаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В силу статьи 7 Закона об охоте охотничьи угодья подразделяются на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (закрепленные охотничьи угодья); охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).
Охотхозяйственное соглашение заключается по результатам аукциона на право заключения такого соглашения в соответствии с частью 3 статьи 27 и статьей 28 Закона об охоте. Особенности применения указанной статьи также регулируются отдельными законодательными актами, принимаемыми в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов (Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно статье 36 Лесного кодекса Российской Федерации использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях для собственных нужд осуществляется без предоставления лесных участков. Правовой режим таких земель определяется земельным законодательством, допускающим их целевое использование для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона об охоте для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии с Законом об охоте, земельным и лесным законодательством.
Законом об охоте не определен приоритет общедоступных охотничьих угодий перед закрепленными охотничьими угодьями. Однако, в силу статьи 7 Закона об охоте площадь общедоступных охотничьих угодий должна составлять не менее двадцати процентов от общей площади охотничьих угодий на территории любого субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление земельных участков, расположенных на территории общедоступных охотничьих угодий повлечет уменьшение их площади, а также прогнозируемо приведет к проблемам в правоприменительной практике.
Также, предлагаемое законопроектом расширение сферы действия Закона об особенностях предоставления гражданам земельных участков нарушает основные принципы охраны и использования объектов животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания, предусмотренные Законом об охоте, а также принцип права пользования землей и другими природными ресурсами, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире".
По мнению Комитета, рассматриваемая в контексте статьи 7 законопроекта проектируемая норма требует дополнительного согласования с положениями Закона об охоте, а также основными природноресурсными федеральными законами: Земельным, Лесным и Водным кодексами.
Законопроектом предусматривается, что в случае отказа гражданина или уклонения им в течение шести месяцев со дня прекращения договора пользования земельным участком от исполнения обязанности провести рекультивацию нарушенных земель, мероприятия по данной рекультивации проводятся уполномоченным органом или привлекаемыми им организациями с последующим возмещением произведенных расходов за счет гражданина.
Комитет обращает внимание на то, что потребуются дополнительные расходы из бюджетной системы для реализации данных полномочий.
Также отмечаем, что Государственной Думой во втором чтении принят проект федерального закона N 390481-6 "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на устранение неопределенности по вопросу срока, на который заключаются охотхозяйственные соглашения с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, обладающими долгосрочными лицензиями на пользование животным миром.
На основании изложенного Комитет считает возможным поддержать проект федерального закона N 188813-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.