Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "ЭлТех СПб" (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет" (далее - Уполномоченный орган), Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию аварийного учебно-лабораторного корпуса, г. Красноярск (номер извещения 1019100000117000026) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не установлен надлежащий порядок и сроки осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неоднозначно установлен объем работ, неправомерно установлены требования к результатам работ в части ввода объекта в эксплуатацию и получение разрешения для его ввода.
3. Требования, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом к характеристикам товаров, используемых для выполнения работ, ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 179 133 690, 74 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) Аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
1. Согласно пояснениям представителя Заявителя в проекте контракта документации об Аукционе не установлен надлежащий порядок и сроки осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Проектом государственного контракта документации об Аукционе в том числе установлено:
"5.1. По завершении выполнения работ Подрядчик представляет Заказчику акты о приемке выполненных работ в соответствии с установленными формами.
Отчетным периодом по настоящему контракту является месяц. Подрядчик в срок до 25 числа текущего месяца составляет и представляет Заказчику акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справку о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) с приложением надлежащим образом оформленной исполнительной документации, в которые включаются выполненные Подрядчиком работы в отчетном периоде, а также реестр на приобретенное за отчетный период монтируемое оборудование с указанием количества, наименования и стоимости этого оборудования. Последние акты за текущий год предоставляются не позднее 15 декабря текущего года.
5.2. В случае несоответствия выполненных работ проектно-сметной документации Заказчиком составляется соответствующий акт, содержащий перечень необходимых доработок, в соответствии с которым Подрядчик обязан в течение пяти рабочих дней произвести работы по устранению выявленных недостатков без дополнительной оплаты в пределах утвержденной сметной документации.
5.3. Заказчик организует и проводит приемку выполненных работ ежемесячно, с учетом требований настоящего контракта, согласно СНиП и иным техническим нормам на данные виды работ.
5.4. Для проведения проверки предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям настоящего контракта, Заказчик обязан провести экспертизу в соответствии с требованиями законодательства о закупках.
Для проведения приемки результатов каждого этапа выполненных работ Заказчиком формируется комиссия, состоящая из пяти человек. Заказчик осуществляет рабочую приемку результатов в срок до 30 числа текущего месяца включительно с участием полномочных представителей Заказчика и Подрядчика посредством наружного осмотра выполненных работ. Результаты приемки оформляются актами о приемке выполненных работ (по форме КС-2). Приемка законченного реконструкцией объекта оформляется актом приемки законченного реконструкцией объекта (по форме N КС-11)".
Таким образом, учитывая, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлены в том числе порядок и сроки осуществления заказчиком приемки выполненной работы, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пояснениям представителя Заявителя проектом государственного контракта документации об Аукционе однозначно не установлено обязанностью Заказчика или подрядчика является ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем, не представляется возможным определить объем работ. А также Заказчиком неправомерно установлены требования к результатам работ в части ввода объекта в эксплуатацию и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, проектом государственного контракта документации об Аукционе установлено в том числе следующее: "1.2. Подрядчик обязан выполнить работы в строгом соответствии с проектно-сметной документацией шифр 320-16 (далее - проектно-сметная документация), предоставляемой Заказчиком, с оформлением и сдачей исполнительной документации Заказчику в 4-х экземплярах, и ввести объект в эксплуатацию".
Таким образом, довод Заявителя о том, что из положений проекта контракта документации об Аукционе не представляется возможным определить объем работ, а также о том, что требования, содержащиеся в документации об Аукционе к результатам работ в части ввода объекта в эксплуатацию и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлены Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пояснениям представителя Заявителя требования, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом к характеристикам товаров, используемых для выполнения работ, ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа, в Приложении N 3 к документации об Аукционе установлен перечень материалов, используемых для выполнения работ, в отношении которых в первой части заявки участники закупки должны предоставить конкретные показатели. Указанный перечень материалов сформирован на основании проектной документации.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что требования, установленные Заказчиком, Уполномоченным органом к характеристикам товаров, используемых для выполнения работ, ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении N 3 к документации об Аукционе, в том числе установлено:
По позиции N 4 "Кирпич" Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф в изделиях должна быть [до 370 Бк/кг]".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Также, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников Аукциона не отклонялись.
5. Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе отсутствует обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
На заседание Комиссии представитель Заказчика, подтвердил, что данное условие в проекте контракта документации об Аукционе отсутствует.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом порядок оплаты выполнения работ по контракту, нарушают часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона не содержит ограничение допуска к участию в закупке организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в извещении о проведении Аукциона ограничение допуска к участию в закупке организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики нарушают пункт 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в документации об Аукционе данное требование установлено надлежащим образом и единственным участником Аукциона в составе второй части заявки на участие в Аукционе представлена декларация о том, что участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
7. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единственным участником Аукциона в составе второй части заявки на участие в Аукционе представлена декларация о том, что участник не является офшорной компанией.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "ЭлТех СПб" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 8 статьи 30, пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенные Заказчиком, Уполномоченным органом при проведении Аукциона не выдавать, в связи с тем, что предписание выдано по делу от 06.06.2017 N К-686/17.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 06.06.2017 по делу N К-686/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июня 2017 г. N К-687/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был