Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СИТИ СЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию и обеспечению эксплуатации программно-информационного комплекса автоматизации планово-финансовой деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в части функций, реализующих ведение бюджетной росписи и формирование расходных расписаний, обеспечения финансово-экономических функций, функций управления контрольно-ревизионной работой (номер извещения 0195100000317000083) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в части неправомерного установления требования по показателю "Квалификация участников закупки" о наличии свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ в области автоматизации планирования и исполнения бюджета федеральными органами исполнительной власти.
2. Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 78 600 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 09.06.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в части неправомерного установления требования по показателю "Квалификация участников закупки" о наличии свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ в области автоматизации планирования и исполнения бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена контракта (значимость критерия оценки - 30%), квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия оценки - 70%).
Кроме того, в Конкурсной документации оценка по критерию квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации осуществляется в соответствии со шкалой:
N Наименование показателя Содержание показателя, предмет оценки Максимальное значение показателя в баллах
1. Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за 2011 - 2016 гг.
Величина значимости показателя - 60%
Коэффициент значимости показателя - 0,6 Наличие опыта по успешному выполнению работ в области автоматизации планирования и исполнения бюджета федеральными органами исполнительной власти за 2011 - 2016 гг.
Опыт подтверждается копиями исполненных государственных контрактов (договоров) с копиями актов сдачи-приемки выполненных работ к ним. Заявке, в которой опыт участника закупки по успешному выполнению работ в области автоматизации планирования и исполнения бюджета федеральными органами исполнительной власти не указан, либо отсутствуют подтверждающие документы, присуждается 0 баллов;
Заявке, в которой опыт участника закупки подтверждается успешным выполнением работ в области автоматизации планирования и исполнения бюджета федеральными органами исполнительной власти с приложением подтверждающих документов, присуждается 10 баллов за каждый контракт (договор) с копией акта сдачи-приемки выполненных работ к ним;
Заявке, в которой опыт участника закупки подтверждается успешным выполнением 10 и более работ в области автоматизации планирования и исполнения бюджета федеральными органами исполнительной власти с приложением подтверждающих документов, присуждается 100 баллов.
2. Квалификация участника закупки
Величина значимости показателя - 40%
Коэффициент значимости показателя - 0,6 Наличие свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ в области автоматизации планирования и исполнения бюджета федеральными органами исполнительной власти, разработанных участником закупки.
Подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ в области автоматизации планирования и исполнения бюджета федеральными органами исполнительной власти.
За каждое свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ в области автоматизации планирования и исполнения бюджета федеральными органами исполнительной власти присваивается 20 баллов.
Максимальное количество баллов - 100.
Сумма величин значимости показателей 100%
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанный порядок оценки составлен в соответствии Правилами оценки и не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что порядок оценки заявок установлен Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений Конкурсной документации.
Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 22.05.2017 и 01.06.2017 Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений Конкурсной документации от 22.05.2017 N РД1 и от 01.06.2017 N РД2, содержащие предмет запроса и соответствующие разъяснения Конкурсной документации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявитель не представил доказательств, подтверждающих ненадлежащее предоставление Заказчиком разъяснений положений Конкурсной документации.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Техническим заданием Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Все программные средства, устанавливаемые на технических средствах Заказчика, должны иметь стандартную базовую настройку, предусмотренную производителями. В случае необходимости дополнительной настройки программных средств, Подрядчик предоставляет пошаговую инструкцию и все необходимые дистрибутивы за свой счёт, с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В случае, если при реализации требований к обеспечению эксплуатации и развитию Комплекса, предусмотренных техническим заданием, возникает необходимость приобретения дополнительного лицензионного программного обеспечения или в процессе эксплуатации Комплекса требуется приобретение расширенной версии системного программного обеспечения, Подрядчик обязан направить Заказчику в письменной форме уведомление о необходимости использования исключительных прав третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности с указанием наименования правообладателя и условий предоставления прав и согласовать с Заказчиком права на использование таких объектов. После согласования с Заказчиком Подрядчик приобретает соответствующие лицензии и сертификаты охраняемых объектов интеллектуальной деятельности или авторского права третьих лиц и передает их Заказчику на неограниченное время на неограниченное число пользователей, в том числе эксплуатационно-техническую документацию, с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация не содержит информации о запрете на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 1236.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации прямой запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 1236, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в Конкурсе подано три заявки, содержащие согласие на выполнение работ с учетом требований Технического задания Конкурсной документации, в том числе постановления Правительства N 1236, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, указанный запрет применяется в силу законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, так как согласно Постановлению Правительства N 1236 запрет на допуск программного обеспечения, исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, происходящих из иностранных государств, установлен для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СИТИ СЕРВИС" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы по делу от 08.06.2017 N К-707/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июня 2017 г. N К-707/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был