Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Виктория" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при проведении Конкурсной комиссией Федерального агентства по туризму (далее - Конкурсная комиссия), Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по созданию информационно-графических материалов (инфографики), текстовых фото- и видеоматериалов, направленных на популяризацию туристского потенциала РФ, для распространения в публичном пространстве (номер извещения 0173100006517000053) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 700 000 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 21.06.2017.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 60%.
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия: 40% (далее - Критерий N 2).
Согласно Конкурсной документации для оценки заявок участников Конкурса по Критерию N 2 в Таблице N 2 установлены: 1) перечень показателей по данному критерию; 2) значимость показателей. При этом сумма значений всех установленных показателей составляет 100 процентов.
В Таблице N 2 "Наименование и содержание показателя" установлено:
1) Методология выполнения работ: показателем (МвБ(i)) учитывается проработанность и применимость предложенных методик и инструментариев для целей оказания непосредственно требуемых работ. При отсутствии методик и инструментариев, заполненных в I.3.4 Форме "Детализированное предложение о качестве выполнения работ", заявке присваивается - 0 баллов.
Заявке, содержащей наилучшие условия исполнения государственного контракта - наибольшее относительное число методик и инструментариев направленных на обеспечение наилучших условий исполнения контракта, порядка выполнения Работ, улучшающих качественные и (или) количественные характеристики объекта закупки, которые признаются обоснованными, присваивается максимальное количество баллов по данному значению показателя = 100 баллов.
Остальным заявкам присваивается балл, рассчитываемый по формуле.
2) Предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки: показателем (КпБ(i)) учитывается наличие обоснованных предложений в заявке Участника, направленных на реализацию целей и задач, обозначенных в технической части конкурсной документации, и обеспечивающих наилучшие условия исполнения контракта, порядка оказания Услуг, улучшающих качественные характеристики объекта закупки (по сравнению с положениями технических требований КД) в его творческой части - создании мультимедийного кон-тента. Участник включает в заявку соответствующие предложения по Форме I.3.5. При отсутствии предложений, заполненных в I.3.5 Форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", либо несоответствии данных предложений требованиям Технического задания, заявке присваивается - 0 баллов. Остальным заявкам присваивается балл, рассчитываемый по формуле.
Заявке, содержащей наилучшие условия исполнения государственного контракта - наибольшее относительное число предложений, направленных на обеспечение наилучших условий исполнения контракта, порядка оказания Услуг, улучшающих качественные характеристики объекта закупки, которые признаются обоснованными, присваивается максимальное количество баллов по данному значению показателя - 100 баллов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации ненадлежащим образом, в частности, вышеуказанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень информации, подлежащей оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащей представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Критерию N 2, например, понятия "детализированное предложение", а также не раскрыты понятия "методик и инструментариев", "обеспечение наилучших условий исполнения контракта, улучшающих качественные характеристики объекта закупки", а также не указано, по каким параметрам представленные данные будут признаваться "обоснованными" или "необоснованными".
Таким образом, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Согласно Разделу 1.2 "Информационная карта" Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена по формам, представленным в Разделе I.3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса", и содержать информацию и документы, указанные в пункте 3.3.1 Раздела I.1 "Общие условия проведения конкурса".
В разделе 1.3 Конкурсной документации предусмотрены формы документов, представляемых участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе.
При заполнении формы 1.3.5 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" участнику закупки необходимо учитывать, что контент-план участника открытого конкурса в отношении объекта закупки должен включать его предложения в виде явно указанных названий и технических параметров разрабатываемых мультимедийных материалов в соответствии, либо с превышением требований Части III "Техническое задание" конкурсной документации. В случае полного, либо частичного несоответствия сведений, указанных в Контент-плане положениям Части III "Техническое задание", Форма I.3.8 участника признается не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
При этом, на заседании Комиссии установлено, в Конкурсной документации Заказчика отсутствует Форма I.3.8.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при составлении Конкурсной документации была допущена техническая ошибка, и не соответствующей требованиям, указанным в Конкурсной документации, в случае полного, либо частичного несоответствия сведений, признается Форма I.3.5.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что положениями Конкурсной документации не определен порядок указания сведений, представляемых в качестве предложения в отношении объекта закупки, а также при указании в заявке сведений, представляемых для целей оценки по Критерию N 2.
Вместе с тем, полнота описания указанных сведений является основанием для принятия Конкурсной комиссией решения о соответствии, либо несоответствии заявки участника Конкурса требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Виктория" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.06.2017 по делу N К-730/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2017 г. N К-730/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был