Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Мн Медикал" (далее - Заявитель) на действия Карачаево-Черкесское РКП "Дирекция капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки), Управление Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) электронный аукцион на право заключения государственного контракта на Поставка медицинских товаров для оснащения объекта: "Строительство онкологического диспансера в г. Черкесске, Карачаево-Черкесская Республика" (номер извещения 0179200001917000393) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании документации об Аукционе установлены требования к товару, которым соответствует только одна модель товара "Система радиотерапевтическая" - Varian Medical Systems производства США.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение Закона о контрактной системе не установлены требования о наличии у участника Аукциона лицензии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники на право монтажа и наладки медицинской техники, а также лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) на право размещения источников ионизирующего излучения в медицинских целях.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один лот товары/работы/услуги, которые технологически не связаны между собой, поскольку поставка части которых требует наличия лицензий узкой специализации, а именно лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) на право размещения источников ионизирующего излучения в медицинских целях.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлен срок действия контракта, что влечет за собой невозможность определения участниками срока предоставляемого обеспечения исполнения контракта, а также не установлены сроки приемки товара, срок подписания итогового акта приемки-передачи.
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 246 016 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 16.06.2016;
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что на участие в Аукционе было подано 2 заявки от участников закупки, содержащие в том числе предложения о поставке товара "Система радиотерапевтическая" - одели Varian, производства Швейцария, и модели Elekta, производства Великобритания. Все поданные заявки допущены к участию в Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заявителя не представили доказательств, подтверждающих, что совокупности требований технического задания документации об Аукционе соответствует только одна модель товара "Система радиотерапевтическая" Varian Medical Systems производства США.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом не установлено требование о предоставлении лицензии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники на право монтажа и наладки медицинской техники в составе заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, пунктом 3.2.10 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что исполнитель обязан: "при осуществлении поставки товара передать заказчику оригинальную документацию, определяющую комплектность товара, его соответствие техническим условиям производителя, сертификационным и иным требованиям, гарантийную и иную документацию, устанавливающую соответствие товара требованиям спецификации и требованиям безопасности, в том числе, паспорта, инструкции по эксплуатации, описи, сервисные книжки и т.п. Предоставить Заказчику иные необходимые разрешительные документы, предусмотренные действующим законодательством".
Согласно пояснениям представителей Заказчика предоставление необходимых разрешительных документов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе лицензий, не является условием допуска к участию в Аукционе, так как при выполнении работ по монтажу и наладке медицинской техники исполнитель вправе привлечь соисполнителей с имеющимися разрешительными документами, либо в случае наличия такой лицензии выполнить работы самостоятельно.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом контракта является поставка медицинских товаров для оснащения объекта: "Строительство онкологического диспансера в г. Черкесске, Карачаево-Черкесская Республика".
Как следует из пояснений представителей Заказчика, положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278, устанавливается порядок лицензирования вышеуказанной деятельности, осуществляемой юридическими лицами на территории Российской Федерации, за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности. Следовательно, лицензия на осуществление работ, предусмотренных Контрактом, не требуется.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение Закона о контрактной системе в документации об Аукционе не установлены требования о наличии у участника Аукциона лицензии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники на право монтажа и наладки медицинской техники, а также лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) на право размещения источников ионизирующего излучения в медицинских целях, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что комплекс закупаемого товара используется в едином технологическом процессе и предназначен исключительно для осуществления основной цели диспансера. Включение всех позиций в закупку имеет объективный характер и обусловлено потребностью Заказчика в достижении единой конечной цели приобретения данных товаров - обеспечения непрерывного процесса оказания качественной онкологической помощи.
Вместе с тем, наличие лицензий узкой специализации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) на право размещения источников ионизирующего излучения в медицинских целях на осуществление работ, предусмотренных Контрактом, не требуется.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один лот товары/работы/услуги, которые технологически не связаны между собой, поскольку поставка части которых требует наличия лицензий узкой специализации, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В пункте 5.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Поставка товара осуществляется исполнителем в место доставки не позднее "29" декабря 2017 года".
В пункте 7.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Услуги по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию товара, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих товар, и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание товара, должны быть оказаны Исполнителем в срок не позднее "29" декабря 2017 года".
В пункте 7.6 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Заказчик в течение трех рабочих дней со дня окончания оказания всего объема услуг проводит приемку их результатов. При отсутствии замечаний к объему и качеству услуг Заказчик подписывает акт ввода товара в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов по форме, определенной приложением N 4 к Контракту. Указанный акт исполнитель формирует, подписывает и представляет заказчику не позднее даты окончания оказания услуг".
В пункте 7.9 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Со дня подписания акта ввода товара в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчиком все риски случайной гибели, утраты или повреждения товара переходят к заказчику".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что срок действия контракта установлен Заказчиком с учетом выполнения всех обязательств подрядчика, установленных государственным контрактом. При этом в Законе о контрактной системе не предусмотрены положения о том, что срок действия контракта и выполнения работ устанавливается в виде указания на календарную дату.
Вместе с тем, на заседание Комиссии представителями Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности определения участниками срока предоставляемого обеспечения исполнения контракта в связи с тем, что Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлен конкретный срок действия контракта, а также не установлены конкретные сроки приемки товара, срок подписания итогового акта приемки-передачи не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Пунктом 25 Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Заявка участника не должна содержать слов, словосочетаний и других частей речи, допускающих двусмысленное толкование и сослагательное наклонение, и не позволяющих их толковать как точные значения, таких как: "должен", "должен быть", "может", "может быть", "около" и их производными".
Согласно пояснениям представителей Заказчика, указанные положения инструкции документации об Аукционе не ограничивают возможность формирования первой части заявки. Кроме того, на участие в аукционе было подано 2 заявки от участников Аукциона, обе заявки допущены.
Вместе с тем, на заседание Комиссии представителями Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что инструкция не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 02.06.2017 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе. Вместе с тем, указанные разъяснения не содержат предмета запроса.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 6.3. проекта контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Заказчик в течение трех рабочих дней со дня получения от Исполнителя документов, предусмотренных пунктом 5.3 Контракта, направляет Исполнителю подписанный акт приема-передачи товара или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения".
При этом в проекте контракта документации об Аукционе пункт 5.3 отсутствует.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, указанная ссылка на пункт 5.3. проекта контракта документации об Аукционе является технической ошибкой.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, включивших в проект контракта документации об Аукционе ссылку на пункт, который отсутствует в проекте контракта документации об Аукционе, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МН Медикал" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 13 статьи 34, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 15.06.2017 по делу N К-732/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2017 г. N К-732/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был