Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Спецтехкомплект" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Аукционная комиссия) при проведении Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по подготовке технологического оборудования и грузового трюма т/х "Серебрянка" к выполнению выгрузки ОЯТ птб "Лепсе" на СРЗ "Нерпа" и его транспортировки морским транспортом (номер извещения 0773100000317000068) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператор электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.04.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 12 700 560 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 05.06.2017;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 14 Информационной карты документации об Аукционе установлено обязательные требования к участникам закупки о наличии, в том числе лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, дающую право на конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок и/или радиационных источников и/или пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и/или хранилищ радиоактивных отходов.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.06.2017 N 0773100000317000068-3 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в связи с предоставлением копии лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, дающих право на конструирование и изготовление оборудования для пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов без условий действия лицензии.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" условия действия лицензии - неотъемлемая часть лицензии, содержащая условия, необходимые для обеспечения безопасности объекта использования атомной энергии и (или) вида деятельности на указанном объекте или в отношении указанного объекта, которые лицензиат обязан реализовать (реализовывать) и (или) соблюдать при осуществлении деятельности.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявку Заявителя и пояснили, что в представленных Заявителем во второй части заявки копиях лицензий на конструирование и изготовление оборудования для пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов указано, что лицензии действуют при соблюдении прилагаемых условий действия лицензий, являющихся их неотъемлемой частью. При этом условия действия лицензий отсутствуют.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих, что Аукционной комиссией принято неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе по результатам рассмотрения вторых частей заявок, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 9) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.
Частью 7 Постановления N 9 установлено, что для целей применения Постановления N 9 под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства.
Извещением о проведении Конкурса, пунктом 8 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее требование:
"Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9.
В составе заявки участник должен предоставить документы, подтверждающие соответствие используемого им при выполнении работ товара, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ (подтверждающие происхождение товаров, выполнение работ (оказание услуг) лицами, из Российской Федерации (если используются при выполнении работ товары, предусмотренные приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9) и/или из государств - членов Евразийского экономического союза или копии этих документов, которыми могут быть, но не ограничиваясь:
- сертификат или декларация соответствия (в случае, если товары будут использоваться при выполнении работ);
- письмо-подтверждение участника закупки (для выполняемых работ).".
Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, содержащихся в составе заявок участников закупки, а также Постановлением N 9 не установлены требования к документам, которые подтверждают соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им работ или услуг запретам, установленным Постановлением N 9.
Учитывая изложенное, в случае если предметом закупки является выполнение (оказание) работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, то заказчик обязан установить в извещении о закупке, документации запрет, предусмотренный Постановлением N 9 на допуск иностранных лиц (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок работ (услуг). При этом в связи с тем, что Постановлением N 9 не установлены требования к документам, которые подтверждают соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им работ или услуг запретам, установленным Постановлением N 9, заказчик не вправе устанавливать требование о предоставлении в составе заявки документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным Постановлением N 9.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию заявки участников Аукциона не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецтехкомплект" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 19.06.2017 по делу N К-747/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2017 г. N К-747/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был