Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Организационные мероприятия по созданию, внедрению и развитию АПК "Безопасный город"
3.1. Типовые нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации и муниципального образования по созданию, внедрению и развитию АПК "Безопасный город"
На региональном и местном уровнях, в первую очередь, требуется разработать и ввести в действие нормативный правовой акт (далее - НПА) субъекта Российской Федерации и муниципального образования об организации управления мероприятиями по внедрению, развитию и эксплуатации АПК "Безопасный город" на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также о создании соответствующих межведомственных рабочих групп по созданию (развитию) и эксплуатации АПК "Безопасный город" (далее - Межведомственная рабочая группа). Типовая форма НПА представлена в Приложении N 1.
Регулирование региональной политики в сфере обеспечения защиты населения и территорий от КСиП в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания должно осуществляться посредством взаимоувязанного по ресурсам, исполнителям и срокам комплекса социально-экономических, производственных, научно-технических и организационных мероприятий, который оформляется и утверждается в виде целевой государственной программы/подпрограммы субъекта Российской Федерации.
Данная государственная программа/подпрограмма субъекта Российской Федерации, направленная на реализацию мероприятий по внедрению различных сегментов АПК "Безопасный город", разрабатывается субъектом Российской Федерации на основании действующих нормативных правовых актов с учетом положений Концепции.
С целью реализации механизма контроля за ходом выполнения мероприятий, включенных в государственную программу/подпрограмму субъекта Российской Федерации, должны быть разработаны и утверждены соответствующим образом целевые индикаторы и показатели, позволяющие осуществлять контроль своевременного достижения ключевых целей и решения поставленных задач.
Целевые индикаторы и показатели необходимые для реализации целевой комплексной программы разрабатываются в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, а также Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2012 г. N 817.
В целях унификации разрабатываемых/корректируемых целевых комплексных программ могут быть использованы следующие целевые показатели и индикаторы:
количество муниципальных образований, в которых создан АПК "Безопасный город" (единиц);
доля населения Российской Федерации, проживающего на территориях муниципальных образований, в которых развернут АПК "Безопасный город", относительно общего количества населения Российской Федерации (процентов);
снижение количества населения, погибшего в кризисных ситуациях и происшествиях (процентов);
снижение количества населения, пострадавшего в кризисных ситуациях и происшествиях (процентов);
сокращение экономического ущерба от кризисных ситуаций и происшествий (процентов);
снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах (процентов);
уменьшение социального риска (числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения) (процентов);
снижение доли выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сверх нормативов в общем объеме выбросов вредных (загрязняющих) веществ (процентов).
В целях осуществления мероприятий по внедрению различных сегментов АПК "Безопасный город", срок реализации которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств субъектом Российской Федерации должен быть разработан и утвержден соответствующим образом Порядок принятия решений Правительством субъекта Российской Федерации о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом.
Типовая форма Порядка представлена в Приложении N 2.
3.2. Рекомендации по созданию и организации деятельности межведомственной рабочей группы по созданию, внедрению и развитию АПК "Безопасный город" субъекта Российской Федерации и муниципального образования
Целью создания межведомственной рабочей группы на региональном или муниципальном уровне является объединение всех заинтересованных служб и ведомств на уровне субъекта Российской Федерации или муниципальных образований, чьи согласованные решения необходимы для реализации АПК "Безопасный город" с учетом текущих и перспективных регламентов взаимодействия, разработанных с участием данных служб и ведомств.
Основными задачами межведомственной рабочей группы по внедрению, развитию и эксплуатации АПК "Безопасный город" (далее - Межведомственная рабочая группа) должны являться:
формирование из состава участников создания (развития) АПК "Безопасный город", функционально и организационно заинтересованных в создании и эксплуатации сегментов АПК "Безопасный город";
разработка технических заданий и проектной документации на создание АПК "Безопасный город";
утверждение регламентов информационного и организационного взаимодействия;
организация и контроль ввода сегментов АПК "Безопасный город" в опытную и промышленную эксплуатацию;
подготовка предложений для руководства субъекта Российской Федерации по структуре и источникам финансирования мероприятий по созданию АПК "Безопасный город";
решение вопросов обеспечения эффективной эксплуатации сегментов АПК "Безопасный город".
При формировании межведомственной рабочей группы на уровне субъекта Российской Федерации рекомендовано объединение ее состава с ранее созданными рабочими группами по вопросам, связанным с созданием и эксплуатацией различных систем обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания (системы-112, комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН), "Стрелец-мониторинг", "ГЛОНАСС" и др.), полномочия и задачи которых в данном случае переходят межведомственной рабочей группе по внедрению, развитию и эксплуатации АПК "Безопасный город", поскольку в рамках развития АПК "Безопасный город" предусмотрено развитие указанных выше систем и сопряжение с вновь создаваемыми сегментами АПК "Безопасный город".
В состав межведомственной рабочей группы субъекта Российской Федерации должны входить представители всех заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в обязательном порядке - МВД России, ФСБ России, МЧС России), а также, в случае необходимости, иных заинтересованных организаций (предприятий и учреждений), в том числе предприятий и объектов транспортной инфраструктуры, энергетики, водоснабжения, теплоснабжения; предприятий и объектов телекоммуникаций; объектов торговли и развлечений; критически важных объектов, потенциально опасных объектов и др.
Межведомственной рабочей группой субъекта Российской Федерации руководит председатель КЧС и ПБ субъекта Российской Федерации или заместитель главы субъекта Российской Федерации, курирующий тему АПК "Безопасный город". Заместителем руководителя Межведомственной рабочей группы субъекта Российской Федерации назначается начальник Главного управления МЧС России по соответствующем субъекту Российской Федерации.
В состав межведомственной рабочей группы муниципального образования должны быть включены представители заинтересованных органов местного самоуправления, муниципальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, а также иных заинтересованных организаций (предприятий и учреждений), в том числе, в случае необходимости, предприятий и объектов транспортной инфраструктуры, энергетики, водоснабжения, теплоснабжения; предприятий и объектов телекоммуникаций; объектов торговли и развлечений; критически важных объектов, потенциально опасных объектов и др.
Межведомственную рабочую группу муниципального образования должен возглавить председатель КЧС и ПБ администрации муниципального района (городского округа) или заместитель главы администрации муниципального образования, курирующий тему АПК "Безопасный город".
Заместителем руководителя Межведомственной рабочей группы муниципального образования назначается должностное лицо, специально уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального района (городского округа).
Межведомственная рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с положением и годовыми планами работы, утвержденными её руководителем (рекомендуется проводить не менее одного заседания в квартал).
Все документы, касающиеся деятельности Межведомственной рабочей группы, необходимо размещать на сайте территориального органа МЧС России соответствующего субъекта Российской Федерации.
3.3. Планирование и реализация мероприятий по созданию и развитию сегментов АПК "Безопасный город"
План создания, внедрения и развития АПК "Безопасный город" (далее - план) разрабатывается для субъекта Российской Федерации в разрезе муниципальных образований, в которых планируется дальнейшее развитие (создание) систем АПК "Безопасный город". При этом, план внедрения, развития и эксплуатации АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации должен включать в себя как планируемые мероприятия регионального уровня, так и все мероприятия из разработанных планов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
План формируется в разрезе создания и внедрения комплекса систем АПК "Безопасный город", приведенных в "Единых требованиях к техническим параметрам систем АПК "Безопасный город", в том числе:
1) КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств" в составе КСА Единого центра оперативного реагирования (КСА ЕЦОР) и КСА "Региональная интеграционная платформа";
2) КСА функционального блока "Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры" включая системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и профилактики правонарушений, в составе системы обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров, системы обеспечения безопасности инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, системы мониторинга дежурного плана города, системы информирования и оповещения населения;
3) КСА функционального блока "Безопасность на транспорте" в составе системы обеспечения правопорядка, профилактики правонарушений на дорогах, системы обеспечения безопасности дорожного движения, системы обеспечения безопасности на транспорте;
4) КСА функционального блока "Экологическая безопасность" в составе системы мониторинга состояния окружающей среды, системы управления рисками окружающей среды.
В рамках мероприятий по развитию и внедрению АПК "Безопасный город" первоочередным является:
создание автоматизированных систем функционального блока Концепции "Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие";
обеспечение надлежащего уровня информатизации ЕДДС как органа повседневного управления системы РСЧС на муниципальном уровне;
внедрение систем обеспечения общественной безопасности и правопорядка в составе: системы интеллектуального видеонаблюдения, системы экстренной связи и биометрического анализа, входящих в функциональный блок "Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры", а также системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения как составной части блока "Безопасность на транспорте".
Развитие КСА других функциональных блоков и их компонентов должно осуществляться в соответствии с приоритетами по типам рисков, определенными органами местного самоуправления с использованием паспорта территорий муниципальных образований субъекта Российской Федерации, разрабатываемые ГУ МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, рекомендаций территориальных органов МВД России и ФСБ России, рекомендаций органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также действующих нормативных актов, связанных с обеспечением защиты населения и территорий в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Для каждого функционального блока АПК "Безопасный город" план должен содержать мероприятия, выполняемые в рамках двух основных этапов:
организационно-технический этап, предусматривающий разработку и ввод в действие необходимых нормативно-правовых и нормативно-технических документов по внедрению и развитию АПК "Безопасный город";
этап создания (развития), предусматривающий мероприятия по созданию аппаратно-программных средств АПК "Безопасный город" и их вводу в постоянную эксплуатацию.
В обязательном порядке должен включать следующие задачи:
проведение обследования служб и организаций муниципального уровня РСЧС, а также иных служб и организаций (в том числе предприятий и объектов транспортной инфраструктуры, энергетики, водоснабжения, теплоснабжения; предприятий и объектов телекоммуникаций; объектов торговли и развлечений; критически важных объектов, потенциально опасных объектов и др.), включая обследование организационной структуры, информационно-коммуникационной инфраструктуры, анализ эффективности выполнения возложенных задач (результаты обследований оформляются по форме Приложения N 3);
проведение обследования служб и организаций регионального звена РСЧС (в том числе ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и ситуационного центра главы субъекта Российской Федерации), дежурных служб органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также служб и организаций, участвующих в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, включая обследование организационной структуры, информационно-коммуникационной инфраструктуры, анализ эффективности выполнения возложенных задач (результаты обследований оформляются по форме Приложения N 3).
анализ рисков возникновения КСиП в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории каждого муниципального образования, входящего в состав субъекта Российской Федерации;
подготовка технического задания на создание (проектирование и реализацию) систем АПК "Безопасный город" и согласование данного технического задания с соответствующей межведомственной рабочей группой;
согласование технического задания на создание систем АПК "Безопасный город" (далее - техническое задание) с руководителем рабочей группы (совета главных конструкторов АПК "Безопасный город") для обеспечения методической деятельности Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем АПК "Безопасный город" (далее - Совет главных конструкторов);
отправление запроса ценовых предложений на согласованное Советом главных конструкторов техническое задание не менее чем в пять крупных профильных компаний для целей определения начальной максимальной цены контракта на создание сегментов АПК "Безопасный город" в соответствии с правилами установленными Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития от 02.10.2012 N 567;
изменение соответствующей государственной программы/подпрограммы субъекта Российской Федерации в части внесения в нее расходных обязательств по оплате работ исполнителя согласно будущему государственному контракту на создание сегментов АПК "Безопасный город" и прогнозных значений по доходам, ожидаемым от эксплуатации системы фотовидеофиксации, системы весогабаритного контроля и других систем АПК "Безопасный город", обеспечивающих пополнение бюджета субъекта Российской Федерации, а также целевых показателей и индикаторов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации";
одобрение вышеуказанных изменений в государственную программу/подпрограмму субъекта Российской Федерации на заседании Правительства субъекта Российской Федерации;
утверждение вышеуказанных изменений в государственную программу/подпрограмму на законодательном собрании субъекта Российской Федерации;
объявление конкурсной процедуры на выбор исполнителя для выполнения работ в соответствии с согласованным Советом главных конструкторов техническим заданием;
координация мероприятий по созданию систем АПК "Безопасный город" в соответствии с согласованной с Советом главных конструкторов проектной документацией (технорабочим проектом);
обеспечение решения вопросов межведомственного взаимодействия, связанных с формированием единого информационного пространства АПК "Безопасный город";
обеспечение работоспособности комплекса в период промышленной эксплуатации, включая разработку и согласование технических заданий на техническую поддержку систем АПК "Безопасный город", подготовку и проведение необходимых конкурсных процедур, внесение изменений в организационную (штатную) структуру организаций, эксплуатирующих системы АПК "Безопасный город", проведение иных мероприятий, связанных с поддержанием работоспособности комплекса.
Порядок подготовки и согласования плана следующий:
разработка межведомственной рабочей группой на муниципальном уровне проекта плана на территории муниципального образования;
согласование проекта плана на территории муниципального образования с руководителем межведомственной рабочей группой на региональном уровне;
разработка межведомственной рабочей группой на региональном уровне проекта плана на территории субъекта Российской Федерации, в состав мероприятий которого включаются все мероприятия из согласованных проектов планов муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
утверждение планов главами муниципальных образований или их заместителями, осуществляющими общее руководство по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования;
утверждение плана главой субъекта Российской Федерации или заместителем главы субъекта Российской Федерации, осуществляющим общее руководство по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации;
согласование проекта плана внедрения, развития и эксплуатации АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации с Советом главных конструкторов.
План должен уточняться и корректироваться, рекомендуемая периодичность актуализации плана - раз в год. Порядок согласования и утверждения откорректированного плана такой же, как и вновь разработанного плана.
3.4. Источники финансирования мероприятий по созданию, внедрению и развитию АПК "Безопасный город"
Основными источниками финансирования мероприятий по развитию, внедрению и эксплуатации АПК "Безопасный город" должны являться финансовые средства бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов и решение вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов в соответствии с федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ и от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Это могут быть средства, предусмотренные на реализацию программ, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение безопасности дорожного движения, профилактику правонарушений и усиление борьбы с преступностью, информатизацию и защиту информации, охрану окружающей среды, жилищно-коммунальное хозяйство и другие.
При развитии систем АПК "Безопасный город" рекомендуется включать в состав решений системы, обеспечивающие пополнение доходной части бюджета, в том числе за счет штрафов за нарушения предусмотренные Кодексом об административных нарушениях Российской Федерации (КоАП), включая системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, системы автоматической фиксации нарушений условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и муниципального значений, а также иные системы, обеспечивающие фиксацию нарушений КоАП.
При формировании технического задания на создание сегментов АПК "Безопасный город" и определении состава технического решения рекомендуется исходить из необходимости полной или частичной компенсации расходов субъекта Российской Федерации на создание систем АПК "Безопасный город" за счет штрафов за нарушения предусмотренные КоАП.
Для определения основных количественных характеристик систем АПК "Безопасный город", эксплуатация которых позволяет пополнять бюджет субъекта Российской Федерации, необходимо построить финансовую модель, в которой должны быть отражены следующие параметры:
оценочная стоимость построения запланированных к реализации в рамках данного технического задания систем АПК "Безопасный город";
количество точек установки элементов системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и системы автоматической фиксации нарушений условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального и муниципального значений;
количество постановлений о нарушении соответствующей статьи КоАП в день;
средний размер штрафа за нарушение соответствующей статьи КоАП;
доля постановлений от общего количества, по которым осуществляется оплата штрафов за нарушение соответствующей статьи КоАП.
При определении параметров доходной части систем фиксации нарушений КоАП для каждого субъекта Российской Федерации следует учитывать существующую статистику по данному субъекту Российской Федерации, если в нем уже частично реализованы данные системы (в случае, если они полноценно функционируют и обеспечена их постоянная техническая поддержка и эксплуатация), в ином случае - статистику по субъектам Российской Федерации, имеющим аналогичную специфику, как территориальную, так и социально-экономическую.
Для распределения нагрузки на бюджет субъекта Российской Федерации могут использоваться внебюджетные источники (предоставление рассрочки, лизинговая модель и др.).
Рекомендованным механизмом привлечения внебюджетных средств на создание и внедрение АПК "Безопасный город" является заключение долгосрочного государственного контракта в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ на создание систем "Безопасный город" с рассрочкой платежа на период 4-5 лет. Данный механизм предполагает:
создание опытных участков без авансирования со стороны субъекта Российской Федерации;
приемку созданных систем и их постановку на баланс субъекта Российской Федерации по итогам окончания работ;
оплату работ и оборудования платежами, размер которых заранее определен условиями заключенного договора с исполнителем работ на создание АПК "Безопасный город" в соответствии с размером ежегодных доходов субъекта Российской Федерации от эксплуатации системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, системы автоматической фиксации нарушений условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального и муниципального значений, а также иных систем, позволяющих пополнять бюджет Субъекта Российской Федерации.
Заключение долгосрочного государственного контракта на создание систем АПК "Безопасный город" (на срок более 1 (одного) года) может быть осуществлено одним из следующих способов:
внесение изменений в соответствующую долгосрочную государственную программу субъекта Российской Федерации в части внесения в нее ежегодных сумм, которые далее будут направляться на оплату государственного контракта. При ежегодном формировании бюджета сумма средств, необходимая для погашения обязательств по контракту в соответствующем году и зафиксированная в государственной программе субъекта Российской Федерации, на основании действующей региональной программы будет включаться в бюджет региона.
издание отдельного Постановления Правительства субъекта Российской Федерации, которым регламентируется заключение конкретного данного контракта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.