Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 86076-7 "О внесении изменения в статью 329 Уголовного кодекса Российской Федерации в части установления ответственности за надругательство над гербом или флагом субъекта Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы В.Г. Газзаевым, О.А. Николаевым, И.А. Ананских и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 329 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), установив ответственность за надругательство над гербом или флагом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации уголовное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Статьей 329 УК РФ предусмотрена ответственность за надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации. Это обусловлено особым правовым статусом указанных официальных государственных символов. В соответствии с частью 1 статьи 70 Конституции Российской Федерации государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
Во исполнение данного конституционного положения Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года N 2-ФКЗ устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования; Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования. При этом за использование названных официальных государственных символов с нарушением указанных федеральных конституционных законов, а также за надругательство над ними предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 17.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 329 УК РФ). Федеральное законодательство регулирует также порядок одновременного использования указанных официальных государственных символов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Что касается флага субъекта Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, их установление не регулируется федеральным законодательством и не относится к ведению Российской Федерации. Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также не установлено регулирование статуса, порядка установления и использования официальных символов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать указанные символы и придавать им статус официальных отличительных атрибутов, а также предусматривать меры их правовой защиты в законодательстве субъекта Российской Федерации.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.