Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Проектом федерального закона предлагается внести в названную норму положение, согласно которому кандидат должен представить копию приказа (распоряжения) о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и (или) отпуска без сохранения заработной платы и (или) иных видов отпусков. Обращаем внимание, что данная редакция нуждается в уточнении, поскольку к иным видам отпусков относятся, в частности, отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком.
Пунктом 1 статьи 41 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что работодатель, представитель нанимателя, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. Законопроектом предлагается в данном положении указать, что кандидату по его просьбе должен быть представлен отпуск без сохранения заработной платы, а военнослужащим - основной отпуск и (или) отпуск по личным обстоятельствам. По нашему мнению, законопроектом снижается уровень гарантий, предоставляемых кандидату, поскольку в отличие от действующей редакции статьи 41 Федерального закона N 67-ФЗ он обязывается использовать либо оплачиваемый отпуск, либо отпуск без сохранения заработной платы. Полагаем также, что в дополнительном обсуждении нуждается возможность использования кандидатом для участия в выборах ежегодного оплачиваемого отпуска, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации работнику гарантировано право на отдых.
Кроме того, в отношении кандидатов - военнослужащих следует иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" отпуск по личным обстоятельствам предоставляется в случаях, указанных в данном Федеральном законе. Участие в избирательной кампании в качестве кандидата не является основанием для предоставления названного отпуска. Предоставление отпуска без сохранения заработной платы для военнослужащих не предусмотрено. Таким образом, исходя из законопроекта военнослужащий должен будет использовать свой оплачиваемый отпуск.
Аналогичные замечания относятся к изменениям, предлагаемым законопроектом в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.