Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 июня 2017 г. N 78-КГ17-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 июня 2017 г. гражданское дело по иску Федорченко А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе г. Санкт-Петербурга о включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе г. Санкт-Петербурга Каштановой Т.Н. на решение Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 22 марта 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе г. Санкт-Петербурга Боровиковой Т.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Федорченко А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе г. Санкт-Петербурга (далее - УПФР в Приморском районе г. Санкт-Петербурга, пенсионный орган) о включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Федорченко А.В. указал на то, что 14 января 2015 г. он обратился в УПФР в Приморском районе г. Санкт-Петербурга с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах).
Решением УПФР в Приморском районе г. Санкт-Петербурга от 30 марта 2015 г. N 11876/15 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.
В специальный стаж Федорченко А.В. пенсионный орган не засчитал периоды с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. - прохождение службы в лечебно-трудовом профилактории N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР в должности врача-психиатра-нарколога, с 27 августа 1992 г. по 1 апреля 1993 г. - в должности врача-психотерапевта социально-оздоровительного центра "Помос", поскольку наименования указанных учреждений не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Кроме того, пенсионным органом в специальный стаж истца не были включены периоды его отпусков без сохранения заработной платы с 24 по 26 августа 1987 г., с 31 мая по 17 июля 1993 г., с 25 сентября по 3 ноября 1995 г., с 10 по 12 июля 1996 г., с 11 по 15 мая 2010 г.; время проезда к месту отпуска и обратно с 29 сентября по 5 октября 1994 г., с 30 июня по 9 июля 1996 г., с 1 по 10 июля 1998 г., с 6 по 15 июля 2001 г., с 18 по 27 июня 2003 г., с 4 по 7 сентября 2008 г., с 11 по 13 августа 2010 г., а также периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 1 по 27 ноября 1993 г., с 1 по 10 мая 1999 г., с 21 октября по 23 декабря 2003 г., с 6 ноября по 24 декабря 2008 г.
Федорченко А.В. считает решение пенсионного органа незаконным, ссылаясь на то, что, работая в лечебно-трудовом профилактории N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР в должности врача-психиатра-нарколога с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. и в социально-оздоровительном центре "Полюс" в должности врача-психотерапевта с 27 августа 1992 г. по 1 апреля 1993 г., он осуществлял лечебную деятельность в лечебно-профилактических учреждениях в должности врача, что позволяет включить эти периоды в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Кроме этого, Федорченко А.В. полагает, что в его специальный медицинский стаж должны быть включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, отпуска без сохранения заработной платы и время, необходимое для проезда к месту отдыха и обратно, поскольку эти периоды являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд.
Федорченко А.В. просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня возникновения права на неё, включив в его специальный стаж периоды работы: с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. в должности врача-психиатра-нарколога лечебно-трудового профилактория N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР; с 27 августа 1992 г. по 1 апреля 1993 г. в должности врача-психотерапевта в социально-оздоровительном центре "Полюс"; периоды отпусков без сохранения заработной платы: с 24 по 26 августа 1987 г., с 31 мая по 17 июля 1993 г., с 25 сентября по 3 ноября 1995 г., с 10 по 12 июля 1996 г., с 11 по 14 мая 2010 г.; время проезда к месту отпуска и обратно: с 29 сентября по 5 октября 1994 г., с 30 июня по 9 июля 1996 г., с 1 по 10 июля 1998 г., с 6 по 15 июля 2001 г., с 18 по 27 июня 2003 г., с 4 по 7 сентября 2008 г., с 11 по 13 августа 2010 г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 по 27 ноября 1993 г., с 1 по 10 мая 1999 г., с 21 октября по 23 декабря 2003 г., с 6 ноября по 24 декабря 2008 г.
Представитель УПФР в Приморском районе г. Санкт-Петербурга в суде иск не признал.
Решением Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 22 марта 2016 г. исковые требования Федорченко А.В. удовлетворены частично.
На УПФР в Приморском районе г. Санкт-Петербурга возложена обязанность включить в специальный стаж работы Федорченко А.В., дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, период работы с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. (4 года 11 месяцев 10 дней) в должности врача-психиатра-нарколога лечебно-трудового профилактория N ... Управления исправительно-трудовых учреждения Министерства внутренних дел Коми АССР, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 по 27 ноября 1993 г. (27 дней), с 1 мая по 10 мая 1999 г. (10 дней), с 21 октября по 23 декабря 2003 г. (2 месяца 3 дня), с 6 ноября по 24 декабря 2008 г. (1 месяц 19 дней).
УПФР в Приморском районе г. Санкт-Петербурга обязано назначить Федорченко А.В. досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения с 14 января 2015 г.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Федорченко А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Начальник УПФР в Приморском районе г. Санкт-Петербурга Каштанова Т.Н. обратилась в Верховый Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены принятых по делу судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований Федорченко А.В., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 2 февраля 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 24 апреля 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела истец Федорченко А.В., не сообщивший о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению частично, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований Федорченко А.В. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода прохождения им службы с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. в должности врача-психиатра- нарколога лечебно-трудового профилактория N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР, а также о возложении на ответчика обязанности назначить Федорченко А.В. досрочную страховую пенсию по старости с 14 января 2015 г.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что лечебную деятельность по охране здоровья населения Федорченко А.В. начал осуществлять с 3 августа 1983 г. в должности врача-интерна по дерматовенерологии в республиканском кожно-венерологическом диспансере Министерства здравоохранения Тувинской АССР.
С 7 августа 1984 г. он был отчислен из интернатуры и направлен на работу врачом-дерматовенерологом в районную больницу, где проработал в указанной должности с 7 августа по 23 ноября 1984 г.
С 30 ноября 1984 г. по 17 октября 1986 г. Федорченко А.В. проходил службу в рядах Советской Армии, в частности с 25 января 1985 г. по 17 октября 1986 г. в качестве врача медицинского пункта воинской части.
В период с 20 ноября 1986 г. по 17 сентября 1987 г. Федорченко А.В. работал в должности врача-дерматовенеролога ... кожно-венерологического диспансера.
С 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. Федорченко А.В. проходил службу в лечебно-трудовом профилактории N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР в должности врача-психиатра-нарколога.
По данным трудовой книжки Федорченко А.В., 27 августа 1992 г. он был принят на работу на должность врача-психотерапевта социально-оздоровительного центра "Полюс", где проработал до 1 апреля 1993 г.
В периоды с 1 апреля по 30 мая 1993 г., с 18 июля по 31 октября 1993 г., с 28 ноября 1993 г. по 25 сентября 1994 г., с 6 по 16 октября 1994 г. Федорченко А.В. работал в ... кожно-венерологическом диспансере в должности врача-дерматовенеролога.
В указанной организации Федорченко А.В. в периоды с 17 октября 1994 г. по 24 сентября 1995 г., с 4 ноября 1995 г. по 29 июня 1996 г., с 13 июля 1996 г. по 30 июня 1998 г., с 11 июля 1998 г. по 30 апреля 1999 г., с 11 мая по 41 октября 1999 г., с 1 ноября 1999 г. по 5 июля 2001 г., с 16 июля 2001 г. по 17 июня 2003 г., с 28 июня по 20 октября 2003 г., с 24 декабря 2003 г. по 3 сентября 2008 г., с 8 сентября по 5 ноября 2008 г., с 25 декабря 2008 г. по 10 мая 2010 г., с 15 мая по 10 августа 2010 г., с 14 августа по 24 декабря 2010 г. работал в должности заведующего диспансерным отделением, врачом-дерматовенерологом.
Согласно уточняющей справке от 19 ноября 2014 г. N 30, выданной ... кожно-венерологическим диспансером, Федорченко А.В. работал в диспансере, за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы с 24 по 26 августа 1987 г., с 31 мая по 17 июля 1993 г., с 25 сентября по 3 ноября 1995 г., с 10 по 12 июля 1996 г., с 11 по 14 мая 2010 г., а также времени проезда к месту отпуска и обратно с 29 сентября по 5 октября 1994 г., с 30 июня по 9 июля 1996 г., с 1 по 10 июля 1998 г., с 6 по 15 июля 2001 г., с 18 по 27 июня 2003 г., с 4 по 7 сентября 2008 г., с 11 по 13 августа 2010 г.
С 12 января 2011 г. по 14 января 2015 г. Федорченко А.В. осуществлял трудовую деятельность в должности врача-дерматовенеролога, заведующего дерматовенерологическим отделением, врача-дерматовенеролога в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Центр специализированных видов медицинской помощи".
Судом также установлено, что в период трудовой деятельности Федорченко А.В. проходил обучение на курсах повышения квалификации с 1 по 27 ноября 1993 г., с 1 по 10 мая 1999 г., с 21 октября по 23 декабря 2003 г., с 6 ноября по 24 декабря 2008 г.
14 января 2015 г. Федорченко А.В. обратился в УПФР в Приморском районе г. Санкт-Петербурга с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения не менее 30 лет в городах).
Решением УПФР в Приморском районе г. Санкт-Петербурга от 30 марта 2015 г. N 11867/15 Федорченко А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (30 лет).
В специальный стаж Федорченко А.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, пенсионным органом не были включены период прохождения Федорченко А.В. службы в лечебно-трудовом профилактории N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР в должности врача-психиатра-нарколога с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. и период работы Федорченко А.В. в должности врача-психотерапевта в социально-оздоровительном центре "Полюс" с 27 августа 1992 г. по 1 апреля 1993 г., так как наименования данных учреждений не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Кроме этого, пенсионным органом не были учтены и периоды нахождения Федорченко А.В. в отпусках без сохранения заработной платы: с 24 по 26 августа 1987 г., с 31 мая по 17 июля 1993 г., с 25 сентября по 3 ноября 1995 г., с 10 по 12 июля 1996 г., с 11 по 14 мая 2010 г.; периоды проезда Федорченко А.В. к месту отпуска и обратно с 29 сентября по 5 октября 1994 г., с 30 июня по 9 июля 1996 г., с 1 по 10 июля 1998 г., с 6 по 15 июля 2001 г., с 18 по 27 июня 2003 г., с 4 по 7 сентября 2008 г., с 11 по 13 августа 2010 г., а также периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с 1 по 27 ноября 1993 г., с 1 по 10 мая 1999 г., с 21 октября по 23 декабря 2003 г., с 6 ноября по 24 декабря 2008 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Федорченко А.В. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода прохождения им службы в лечебно-трудовом профилактории N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР в должности врача-психиатра-нарколога с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г., суд руководствовался Положением о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков, утверждённым Указом Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г., и пришёл к выводу о том, что лечебно-трудовые профилактории отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям, поэтому врачи и средний медицинский персонал, в них работающий, имеют право на включение этого периода в специальный медицинский стаж на основании пункта 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а ведомственная принадлежность данного учреждения не может влиять на право истца на получение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Суд первой инстанции также удовлетворил заявленные истцом требования в части включения в специальный стаж времени нахождения его на курсах повышения квалификации с 1 по 27 ноября 1993 г., с 1 по 10 мая 1999 г., с 21 октября по 23 декабря 2003 г., с 6 ноября по 24 декабря 2008 г., имевших место в период его работы в ... кожно-венерологическом диспансере в должностях врача-дерматовенеролога и заведующего диспансерным отделением - врача-дерматовенеролога, указав на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, сославшись на подлежащие применению ко всем периодам трудовой деятельности истца Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, суд первой инстанции отказал Федорченко А.В. в удовлетворении его требований о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, а также периодов времени, необходимого для проезда к месту отпуска и обратно.
Также суд отказал в удовлетворении исковых требований Федорченко А.В. о включении в специальный медицинский стаж периода его работы с 27 августа 1992 г. по 1 апреля 1993 г. в должности врача-психотерапевта в социально-оздоровительном центре "Помос", поскольку наименование указанного учреждения Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не предусмотрено.
Принимая во внимание, что с учётом включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода прохождения истцом службы с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. (4 года 11 месяцев 10 дней) в должности врача-психиатра-нарколога лечебно-трудового профилактория N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР, а также периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 1 по 27 ноября 1993 г. (27 дней), с 1 по 10 мая 1999 г. (10 дней), с 21 октября по 23 декабря 2003 г. (2 месяца 3 дня), с 6 ноября по 24 декабря 2008 г. (1 месяц 19 дней), его специальный медицинский стаж на момент подачи заявления в пенсионный орган о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил более 30 лет, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную пенсию по старости с даты его обращения в УПФР в Приморском районе г. Санкт-Петербурга, то есть с 14 января 2015 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством работа врача в лечебно-трудовом профилактории была отнесена к сфере здравоохранения, а сами лечебно-трудовые профилактории - к стационарным лечебным учреждениям, работа в которых в должности врача подлежит включению в специальный медицинский стаж на основании положений постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". При этом суд апелляционной инстанции в обоснование вывода о том, что лечебно-трудовые профилактории относятся к лечебно-профилактическим учреждениям, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, сослался также на постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (раздел XL "Здравоохранение", приложение N 1), пункт 45 Инструкции о порядке применения Правил возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причинённого рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утверждённой постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 13 февраля 1985 г. N 50/П-2.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в части удовлетворения исковых требований Федорченко А.В. о включении в его специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, периода его работы с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. в должности врача-психиатра-нарколога лечебно-трудового профилактория N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР, а также в части возложения на УПФР в Приморском районе г. Санкт-Петербурга обязанности назначить Федорченко А.В. досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения с 14 января 2015 г. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме Закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по иску Федорченко А.В. о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положения указанных норм закона, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, не учли, не применили к спорным отношениям закон, подлежащий применению, и вследствие этого не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: общий стаж работы Федорченко А.В. в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и наличие оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости с учётом включённых судом в специальный стаж Федорченко А.В. периодов прохождения им курсов повышения квалификации, имевших место во время осуществления им лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.
Удовлетворяя требования Федорченко А.В. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периода службы истца с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. в должности врача-психиатра-нарколога лечебно-трудового профилактория N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР, суды не приняли во внимание, что Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (действовавшим в период прохождения Федорченко А.В. службы в лечебно-трудовом профилактории N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР и подлежащим применению к этому периоду трудовой деятельности истца), было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет врачей и других медицинских работников, работавших в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях, указанных в подразделе 1 раздела 2 этого перечня.
Между тем, в названном перечне такое учреждение, как лечебно-трудовой профилакторий, не поименовано.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённому постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (подлежащему применению для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в том числе в период прохождения Федорченко А.В. службы в лечебно-трудовом профилактории N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР), право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Лечебно-трудовые профилактории в этом нормативно-правовом акте не указаны.
Лечебно-трудовые профилактории не поименованы и в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённом постановлением Правительства Российской федерации от 29 октября 2002 г. N 781, который подлежит применению ко всем периодам трудовой деятельности истца.
Лечебно-трудовые профилактории не предусмотрены также и номенклатурой учреждений здравоохранения, утверждённой приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 г. N 1000, действовавшей в период прохождения Федорченко А.В. службы в лечебно-трудовом профилактории N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР.
Согласно пункту 1 номенклатуры учреждений здравоохранения к специализированным больницам были отнесены психоневрологические больницы (для больных хроническим алкоголизмом), а не лечебно-трудовые профилактории для хронических алкоголиков.
Таким образом, судами при разрешении исковых требований Федорченко А.В. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периода прохождения им службы в лечебно-трудовом профилактории N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР допущено расширительное толкование норм, содержащихся в приведённых выше нормативных правовых актах.
Вывод суда о том, что лечебно-трудовой профилакторий должен быть отнесён к лечебно-профилактическим учреждениям, а врачи, в нём работающие, имеют право на включение этого периода в специальный медицинский стаж, не основан на нормах закона, поскольку в силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Данный вопрос к компетенции суда не относится.
Ссылка суда в обоснование вывода о том, что лечебно-трудовой профилакторий относится к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения, на Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. "О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков" и на утверждённое этим указом Положение о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков несостоятельна, поскольку судом неправильно истолкованы положения названных нормативно-правовых актов.
Так, пунктом 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. "О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков" предусмотрено, что хронические алкоголики обязаны проходить полный курс специального лечения в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения. Хронические алкоголики, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения и трудового перевоспитания на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с Положением о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. (далее - Положение), в лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков содержатся лица, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения. Указанные лица направляются в лечебно-трудовые профилактории по постановлению районного (городского) народного суда (пункт 1 Положения).
Основной задачей лечебно-трудовых профилакториев является лечение и трудовое перевоспитание лиц, указанных в пункте 1 этого положения. В этих целях в профилакториях проводится специальное лечение, устанавливается режим изоляции. Содержащиеся в профилакториях лица в обязательном порядке участвуют в общественно полезном труде (пункт 2 Положения).
Лечебно-трудовые профилактории находятся в непосредственном подчинении соответствующих министерств внутренних дел автономных республик и управлений внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов (пункт 3 Положения).
В лечебно-трудовых профилакториях организуется собственное производство либо создаётся производство на основе кооперации с предприятиями отраслевых министерств и ведомств. Производственная деятельность лечебно-трудовых профилакториев подчиняется выполнению их основной задачи - лечению и трудовому перевоспитанию хронических алкоголиков (пункт 4 Положения).
Исходя из приведённых норм лечебно-трудовые профилактории по своим целям и задачам не относятся к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения, как ошибочно полагал суд.
Кроме того, судом апелляционной инстанции неправильно применены к спорным отношениям положения постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день", а также пункта 45 Инструкции о порядке применения Правил возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причинённого рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утверждённой постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 13 февраля 1985 г. N 50/П-2, поскольку названные правовые акты не регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о включении в специальный медицинский стаж Федорченко А.В. периода его службы с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. в лечебно-трудовом профилактории N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР в должности врача-психиатра-нарколога и о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ нельзя признать законным.
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления в части удовлетворения указанных выше исковых требований Федорченко А.В. подлежат отмене, поскольку они приняты в этой части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судами при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно наличие у Федорченко А.В. специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах), не установлены, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции в части удовлетворения исковых требований Федорченко А.В. о включении в специальный стаж периода службы в должности врача-психиатра-нарколога с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. в лечебно-трудовом профилактории N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР и назначении ему с 14 января 2015 г. досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ подлежат отмене с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, толкование которых приведено в настоящем определении, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
отменить решение Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 22 марта 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 июня 2016 г. в части возложения на Управление Пенсионного фонда России в Приморском районе г. Санкт-Петербурга обязанности включить в специальный стаж работы Федорченко Андрея Викторовича, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, периода работы с 17 сентября 1987 г. по 26 августа 1992 г. в должности врача-психиатра-нарколога лечебно-трудового профилактория N ... Управления исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Коми АССР, а также в части возложения на Управление Пенсионного фонда России в Приморском районе г. Санкт-Петербурга обязанности назначить Федорченко А.В. досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения с 14 января 2015 г.
Дело в отменённой части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Выборгский районный суд г. Санкт-Петербурга.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 июня 2017 г. N 78-КГ17-19
Текст определения официально опубликован не был