Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. N 53-АПГ17-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 20 декабря 2012 г. N 29-187-ГС "Об утверждении генерального плана муниципального образования г. Дивногорск с разработкой генеральных планов п. Бахта, п. Верхняя Бирюса, п. Манский, с. Овсянка, п. Слизнево, п. Усть-Мана, п. Хмельники"
по апелляционной жалобе Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 26 декабря 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Федерального агентства лесного хозяйства Прасолова А.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части решения Дивногорского городского Совета депутатов от 20 декабря 2012 г. N 29-187-ГС "Об утверждении генерального плана муниципального образования г. Дивногорск с разработкой генеральных планов п. Бахта, п. Верхняя Бирюса, п. Манский, с. Овсянка, п. Слизнево, п. Усть-Мана, п. Хмельники". В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемое решение Дивногорского городского Совета депутатов не соответствует требованиям Земельного, Лесного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178, и Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69, поскольку согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта лесных участков из состава земель лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, с Рослесхозом не обеспечено. Рослесхоз проинформировал Минрегион России о несогласовании проекта генерального плана муниципального образования г. Дивногорск с разработкой генеральных планов п. Бахта, п. Верхняя Бирюса, п. Манский, с. Овсянка, п. Слизнево, п. Усть-Мана, п. Хмельники.
Решением Красноярского краевого суда от 26 декабря 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе административный ответчик Дивногорской городской Совет депутатов Красноярского края просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Рослесхозом, прокуратурой Красноярского края представлены возражения на апелляционную жалобу, а Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - пояснения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом согласно части 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частности, такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Порядок согласования проекта генерального плана регламентировался постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований", действовавшего на момент обращения администрации города Дивногорска Красноярского края в июле-августе 2011 г. за согласованием проекта генерального плана (далее - Положение о согласовании).
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ, который в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - уполномоченные отраслевые органы), для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 в редакции, действовавшей в тот же период, соответствующим уполномоченным органом являлся Рослесхоз. До 1 января 2012 г., а затем и до 1 января 2015 г. в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного Положения также и в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом генерального плана, выявлено включение в границы г. Дивногорска, п. Манский, п. Бахта, п. Верхняя Бирюса, п. Усть-Мана, п. Хмельники, п. Слизнево и с. Овсянка лесных участков, находившихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда Красноярского и Мининского лесничеств. Данное обстоятельство подтверждается выполненными ФГБУ "Рослесинфорг" схемами совмещения рабочих материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, выпиской из реестра земель лесного фонда, свидетельствами о государственной регистрации права на участки лесного фонда и не оспаривалось представителем Дивногорского городского Совета депутатов.
Рослесхоз письмом от 3 ноября 2011 г. уведомил Минрегион России о несогласовании проекта генерального плана муниципального образования г. Дивногорск Красноярского края с разработкой генеральных планов п. Бахта, п. Верхняя Бирюса, п. Манский, с. Овсянка, п. Слизнево, п. Усть-Мана, п. Хмельники, поскольку указанным проектом предусмотрено увеличение границ земель населенных пунктов за счет земель лесного фонда площадью 1 745 га, которое Минрегионом России было направлено посредством электронной почты, а затем письмом от 21 ноября 2011 г. в администрацию города Дивногорска Красноярского края, поступившем в ее адрес 7 декабря 2011 г.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта указанного генерального плана нарушена предусмотренная ГрК РФ процедура его согласования, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания решения Дивногорского городского Совета депутатов от 20 декабря 2012 г. N 29-187-ГС не действующим в оспариваемой части.
Вопреки доводу апелляционной жалобы суд первой инстанции не принимал решения о правах и об обязанностях администрации г. Дивногорска, не привлеченной к участию в деле.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" и учитывая, что генеральный план муниципального образования г. Дивногорск с разработкой генеральных планов п. Бахта, п. Верхняя Бирюса, п. Манский, с. Овсянка, п. Слизнево, п. Усть-Мана, п. Хмельники, утвержденный решением Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 20 декабря 2012 г. N 29-187-ГС, применялся и на его основе реализованы права граждан и организаций, Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части признания оспариваемого муниципального правового акта не действующим со дня его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 26 декабря 2016 г. изменить.
Признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда решение Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 20 декабря 2012 г. N 29-187-ГС "Об утверждении генерального плана муниципального образования г. Дивногорск с разработкой генеральных планов п. Бахта, п. Верхняя Бирюса, п. Манский, с. Овсянка, п. Слизнево, п. Усть-Мана, п. Хмельники" в части включения в границы г. Дивногорск, п. Бахта, п. Верхняя Бирюса, п. Манский, с. Овсянка, п. Слизнево, п. Усть-Мана, п. Хмельники лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Красноярский край Красноярского и Мининского лесничеств, а именно:
г. Дивногорск
Красноярское лесничество:
- Дивногорское участковое лесничество в квартале 33 выдел 1 часть, выдел 2 часть, выдел 4 часть, выдел 24 часть; в квартале 35 выдел 6 часть, выдел 7 часть, выдел 9 часть, выдел 10 часть, выдел 11 часть, выдел 32 часть, выдел 41; в квартале 36 выдел 1 часть, выдел 2 часть, выдел 3 часть, выдел 4 часть, выдел 16 часть, выдел 29 часть; в квартале 38 выдел 1 часть, выдел 11 часть, выдел 12 часть, выдел 20, выдел 21 часть.
- Усть-Манское участковое лесничество в квартале 2 выдел 4 часть, выдел 6 часть; в квартале 3 выдел 1 часть, выдел 4 часть.
Мининское лесничество:
- Дивногорское участковое лесничество в квартале 158 выдел 22 часть, выдел 28 часть, выдел 35 часть, выдел 40 часть, выдел 41 часть, выдел 43 часть, выдел 44, выдел 46 часть, выдел 47, выдел 48.
п. Бахта - Красноярское лесничество, Бахтинское участковое лесничество в квартале 27 выдел 2 часть, выдел 3, выдел 4, выдел 5 часть; в квартале 28 выдел 1, выдел 2, выдел 3 часть, выдел 8, выдел 9 часть, выдел 10 часть, выдел 11 часть, выдел 14 часть, выдел 46 часть.
п. Хмельники - Красноярское лесничество, Хмельниковское участковое лесничество в квартале 18 выдел 12 часть, выдел 13 часть, выдел 14 часть, выдел 18 часть, выдел 19 часть, выдел 20 часть, выдел 21 часть, выдел 23 часть, выдел 25 часть, выдел 26 часть, выдел 27 часть, выдел 28 часть, выдел 29 часть, выдел 31 часть, выдел 33 часть, выдел 52 часть; в квартале 31 выдел 6, выдел 7 часть, выдел 8 часть, выдел 22 часть, выдел 54 часть.
п. Верхняя Бирюса - Мининское лесничество, Бирюсинское участковое лесничество в квартале 23 выдел 3 часть, выдел 4 часть, выдел 5 часть, выдел 6 часть, выдел 7, выдел 8 часть, выдел 9 часть, выдел 10 часть, выдел 11 часть, выдел 20 часть, выдел 21 часть, выдел 22 часть, выдел 23 часть, выдел 24 часть, выдел 25 часть, выдел 26 часть, выдел 29 часть, выдел 30 часть, выдел 31 часть, выдел 32 часть, выдел 33 часть, выдел 38 часть, выдел 39 часть, выдел 40 часть, выдел 55 часть, выдел 56 часть, выдел 72 часть, выдел 76 часть, выдел 77 часть; в квартале 25 выдел 2 часть, выдел 8 часть, выдел 48 часть, выдел 57 часть, выдел 58 часть, выдел 65 часть.
п. Манский - Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 22 выдел 23 часть, выдел 25 часть, выдел 26 часть, выдел 27 часть, выдел 28 часть, выдел 29 часть, выдел 32 часть.
п. Усть-Мана - Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 3 выдел 19 часть, выдел 20 часть; в квартале 4 выдел 3 часть, выдел 7 часть, выдел 8 часть, выдел 9 часть; в квартале 7 выдел 6 часть, выдел 7 часть, выдел 9 часть; в квартале 8 выдел 2 часть; Красноярское лесничество, Овсянковское участковое лесничество в квартале 1 выдел 1 часть, выдел 26 часть.
п. Слизнево - Красноярское лесничество, Овсянковское участковое лесничество в квартале 7 выдел 20 часть, выдел 25 часть, выдел 32 часть; в квартале 5 выдел 1 часть, выдел 5 часть, выдел 11 часть, выдел 14 часть, выдел 20 часть; в квартале 3 выдел 1 часть, выдел 2 часть, выдел 7 часть, выдел 9 часть, выдел 10 часть, выдел 12, выдел 13 часть, выдел 14 часть; в квартале 6 выдел 6 часть, выдел 8 часть, выдел 17 часть, выдел 18 часть, выдел 20 часть.
с. Овсянка - Красноярское лесничество, Овсянковское участковое лесничество в квартале 1 выдел 21 часть, выдел 22 часть, выдел 23 часть, выдел 24 часть, выдел 25 часть, выдел 43 часть, выдел 72 часть, выдел 44 часть, выдел 61 часть, выдел 62 часть, выдел 63 часть, выдел 73 часть; в квартале 3 выдел 1 часть, выдел 3 часть, выдел 5 часть, выдел 26 часть.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. N 53-АПГ17-19
Текст определения официально опубликован не был