Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 25-АПГ17-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шубина Д.М. на решение Астраханского областного суда от 6 апреля 2017 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления о признании неправомочным состава Совета депутатов муниципального образования "Ахтубинский район" пятого созыва.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Шубина Д.М. и представителя администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Пономаревой Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения председателя Совета депутатов муниципального образования "Ахтубинский район" Новака С.Н. и представителя избирательной комиссии муниципального образования "Ахтубинский район" Расламбекова В.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Шубин Д.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава Совета депутатов муниципального образования "Ахтубинский район" пятого созыва, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что в соответствии с Уставом муниципального образования "Ахтубинский район" Совет депутатов состоит из 28 депутатов муниципального образования и может осуществлять свои полномочия при наличии не менее двух третей от установленной численности депутатов, что составляет 19 депутатов, в настоящий момент в связи с досрочным сложением полномочий в Совете депутатов Ахтубинского района осталось 17 депутатов; такой состав депутатов, по мнению административного истца, является неправомочным и не способным обеспечивать надлежащее законное осуществление деятельности представительной власти на муниципальном уровне, что нарушает права граждан и административного истца на осуществление местного самоуправления через представительный орган.
Решением Астраханского областного суда от 6 апреля 2017 года Шубину Д.М. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Шубин Д.М. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Советом муниципального образования "Ахтубинский район" и прокуратурой Астраханской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании неправомочным состава Совета депутатов муниципального образования "Ахтубинский район" пятого созыва, суд исходил из того, что функционирование представительного органа муниципального образования "Ахтубинский район" в составе 18 депутатов в полной мере обеспечивает надлежащее и своевременное решение вопросов местного значения и прав административного истца на осуществление местного самоуправления не нарушает.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, а правомочность заседания представительного органа муниципального образования устанавливается Уставом муниципального образования и не может составлять менее 50 процентов от числа избранных депутатов; полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию или досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления. При этом полномочия депутата в случае его отставки по собственному желанию прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, которое принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (части 1 и 1.1 статьи 35, пункты 2 и 9 части 10 и часть 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу пункта 1 статьи 20, пункта 2 статьи 28, пунктов 1, 3, 6 статьи 29, пунктов 4 и 5 статьи 32 Устава муниципального образования "Ахтубинский район" Совет муниципального образования "Ахтубинский район" является представительным органом местного самоуправления, состоит из 28 депутатов, избираемых населением Ахтубинского района на муниципальных выборах сроком на 5 лет. Первое заседание вновь сформированного Совета созывается избирательной комиссией не позднее чем через 30 дней после избрания в Совет не менее 2/3 депутатов от установленного численного состава Совета. Решения Совета до принятия Регламента Совета принимаются, если за них проголосовало более 50% от его избранного состава. В случае добровольного сложения с себя полномочий кем-либо из депутатов Совета либо невозможности исполнения обязанностей депутата в соответствии с настоящим уставом Совет имеет право работать в уменьшенном по численности составе (но не менее 2/3 от установленной численности депутатов Совета) до проведения дополнительных выборов депутатов. Заседания Совета правомочны, если на них присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Решения Совета депутатов, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов. Иные акты Совета принимаются в порядке, установленном регламентом Совета. Так, согласно пункту 195 регламента Совета решения принимаются на заседании Совета большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета.
Как видно из материалов дела, на состоявшихся 14 сентября выборах депутатов Совета муниципального образования "Ахтубинский район" избраны в данный представительный орган 28 депутатов (постановления избирательной комиссии от 22 сентября 2014 года N 20/68-3, N 20/69-3).
В дальнейшем, в период с 25 сентября 2014 года по 16 марта 2017 года, в связи с досрочным сложением и прекращением по собственному желанию Литвиновым Д.А., Суховеевым Н.В., Кудашевой А.В., Дубининым Н.В. (решения Совета депутатов от 28 января 2016 года, 14 апреля 2016 года, 27 октября 2016 года), Гилиным В.А., Шубиным Д.М., Ковалёвым В.И.,
Зубричёвой Т.С., Цапковым В.А., Маленковой С.Е. (решения Совета от 16 марта 2017 года) депутатских полномочий осталось 18 депутатов, то есть более 50 процентов от числа избранных депутатов.
Очевидно, что при таких данных Совет депутатов муниципального образования "Ахтубинский район" не лишён возможности проводить заседания для решения вопросов, не требующих присутствия квалифицированного количества депутатов (2/3 от установленной численности), в том числе правомочен принимать решения, носящие нормативный характер.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что решением Совета муниципального образования "Ахтубинский район" от 16 марта 2017 года N 312 "О дополнительных выборах депутатов Совета муниципального образования "Ахтубинский район" пятого созыва" и постановлением избирательной комиссии муниципального образования "Ахтубинский район" от 21 марта 2017 года N 28/100-3 на 18 июня 2017 года назначены дополнительные выборы депутатов Совета муниципального образования "Ахтубинский район".
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу обжалуемого решения, все эти доводы судом проверялись, им дана соответствующая надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении, и с которой Судебная коллегия согласна.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Астраханского областного суда от 6 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шубина Д.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2017 г. N 25-АПГ17-4
Текст определения официально опубликован не был