Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. N 1-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Архангельской области о признании недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12 сентября 2016 г. N 36-в/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области на 2017, 2018 и 2019 годы"
по апелляционному представлению прокурора Архангельской области
на решение Архангельского областного суда от 14 февраля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Жгулевой А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Архангельской области обратился в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство по тарифам и ценам) от 12 сентября 2016 г. N 36-в/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области на 2017, 2018 и 2019 годы".
Решением Архангельского областного суда от 14 февраля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокурор Архангельской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционным представлением, в котором просит указанный судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Оспариваемым нормативным правовым актом установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Архангельской области: на 20172019 гг. согласно приложениям 1-3 соответственно.
По мнению прокурора, предельные индексы установлены в отсутствие предварительных расчетов, предоставляемых органами регулирования муниципальных образований и в нарушение предусмотренного пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" одного из принципов регулирования тарифов и надбавок, а именно - достижения баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Так, ни одна инвестиционная программа организаций коммунального комплекса не утверждена представительными органами местного самоуправления, производственные программы составлены в отсутствие плана мероприятий и финансовых потребностей по повышению эффективности деятельности организаций на период реализации программ, ожидаемого эффекта от выполнения мероприятий, расчета тарифных последствий, показателей, характеризующих надежность снабжения потребителей товарами, что нарушает требования Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 10 октября 2007 г. N 101 (далее - Методические рекомендации). В расходы организаций и производственные программы включена плата за негативное воздействие на окружающую среду, что не предусмотрено Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 (далее - Основы ценообразования). Кроме того, органом регулирования не учтены Основные параметры прогноза социально-экономического развития России на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг., одобренные 21 апреля 2016 г. на заседании Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования предельные индексы устанавливаются в отношении организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере холодного водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 51 Основ ценообразования предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.
В силу пункта 52 Основ ценообразования предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов, установленного на срок не менее 3 лет и не более 5 лет, в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.
Согласно пункту 7 Методических рекомендаций производственная программа в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" включает обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организаций коммунального комплекса, а также план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
Пунктом 50 Методических рекомендаций предусмотрено, что в качестве условия включения мероприятия в план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса рекомендуется определять наличие положительного эффекта от его реализации.
Из материалов дела следует, что Агентство по тарифам и ценам рассмотрело представленные организациями проекты производственных программ, скорректировало производственные программы и сформировало прогнозируемый объем финансовых потребностей на их реализацию, проанализировав обосновывающие документы и расчеты. Согласование органа регулирования получили 15 программ из 16 представленных.
Судом первой инстанции также установлено, что проекты производственных программ содержали обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества услуг в данной сфере, в том числе коэффициент заполняемости полигона в соответствии с пунктом 37 Методических рекомендаций; планы мероприятий по повышению эффективности деятельности организаций; финансовые потребности по регулируемому виду деятельности; ожидаемый эффект от выполнения мероприятий; обоснование необходимой прибыли.
На основании скорректированных производственных программ органом регулирования утверждены тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов.
Инвестиционные программы в сфере утилизации твердых бытовых отходов на территории Архангельской области не утверждены, однако данное обстоятельство не препятствовало установлению предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Отсутствие предварительных расчетов предельных индексов в среднем по муниципальному образованию, которые осуществляют органы регулирования муниципальных образований и которые предусмотрены пунктом 9 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 (далее - Правила), не исключило обязанности Службы по тарифам рассчитать названные предельные индексы.
Из пункта 9 Правил следует, что органы регулирования субъектов Российской Федерации устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям до направления проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в представительный орган власти субъекта Российской Федерации. В рассматриваемом случае Служба по тарифам указанную обязанность исполнила в необходимый срок.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 9 Правил" имеется в виду "пункта 12 Правил"
Довод прокурора о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не подлежит включению в финансовые потребности организаций коммунального комплекса, обоснованно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Пунктом 1 статьи 16.1 названного Федерального закона предусмотрено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с каждой организации и индивидуального предпринимателя, чья хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
Согласно пункту 23 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегиона России от 15 февраля 2011 г. N 47.
В силу статьи 24 Основ ценообразования для определения расходов, связанных с производством и реализацией услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат, в том числе по элементу "прочие затраты".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьи 24 Основ" имеется в виду "пункта 24 Основ"
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит учету в составе прочих затрат.
Поскольку на территории Архангельской области отсутствует региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, Служба по тарифам в необходимой валовой выручке организаций коммунального комплекса учитывает расходы на уплату взносов за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а также за размещение твердых бытовых отходов, образуемых непосредственно организациями коммунального комплекса. Соответствующая плата не включается в необходимую валовую выручку за воздействие на окружающую среду утилизированных отходов, данную плату вносят собственники этих отходов.
Довод прокурора о том, что в нарушение Основных параметров прогноза социально-экономического развития России на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг. установленные оспариваемым нормативным правовым актом предельные индексы в отношении организаций коммунального комплекса превышают параметры роста цен на платные услуги населению, ошибочен.
Предельные индексы устанавливаются в отношении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов и рассчитаны на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов, в связи с чем не влияют на рост платы населению сверх параметров прогноза социально-экономического развития.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Архангельского областного суда от 14 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. N 1-АПГ17-5
Текст определения официально опубликован не был