Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 июля 2017 г. N 03-04-05/42048
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов физического лица, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Пунктом 2 статьи 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
С учетом положений статьи 207 Кодекса налоговый статус физического лица не может определяться на основании гражданства физического лица, места жительства или на основании иных подобных критериев. Налоговый статус физического лица определяется исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 статьи 207 Кодекса), в Кодексе не содержится.
Таким образом, физическое лицо, находящееся в Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не признается налоговым резидентом Российской Федерации.
С учетом пункта 3 статьи 224 Кодекса доходы физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 30 процентов, если иное не предусмотрено данной нормой.
В соответствии со статьей 4 "Лицо с постоянным местопребыванием" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход от 27.11.1995 г. (далее - Соглашение) для целей применения Соглашения выражение "лицо с постоянным местопребыванием в договаривающемся государстве" применительно к Российской Федерации означает любое лицо, которое на основании закона этого государства облагается в нем налогом на основе его постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого аналогичного критерия.
Критерии признания физического лица в качестве лица с постоянным местопребыванием, установленные в статье 4 "Лицо с постоянным местопребыванием" Соглашения, применяются для целей самого Соглашения в случаях, когда в соответствии с положениями Соглашения физическое лицо исходя из налогового законодательства каждого из договаривающихся государств будет одновременно являться лицом с постоянным местопребыванием в обоих договаривающихся государствах.
Таким образом, физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, также не рассматривается в качестве резидента в целях применения Соглашения.
Следует отметить, что по вопросу признания физического лица налоговым резидентом Южно-Африканской Республики следует обратиться в соответствующий компетентный орган Южно-Африканской Республики.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый статус физлица не может определяться на основании гражданства, места жительства или иных подобных критериев. Он устанавливается исходя из фактического времени нахождения лица на территории России либо за ее пределами.
Физлицо, находящееся в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не признается налоговым резидентом нашей страны.
Доходы физлиц-нерезидентов облагаются НДФЛ по ставке 30%.
Ссылаясь на Соглашение между Россией и ЮАР об избежании двойного налогообложения, Минфин России пояснил следующее. Физлицо, не являющееся налоговым резидентом нашей страны в соответствии с НК РФ, также не рассматривается в качестве резидента в целях применения соглашения.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 июля 2017 г. N 03-04-05/42048
Текст письма официально опубликован не был