Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 133087-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение стандартов раскрытия информации", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в ряд статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) с целью формирования системы контроля и ответственности за несоблюдение стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения.
В частности, законопроектом устанавливается административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности не только субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, но и теплоснабжающими организациями, а также уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций составляют предмет регулирования Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу названного Федерального закона орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 19 статьи 1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 19 статьи 1" следует читать "пункт 19 статьи 2"
Так, в соответствии со стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 года N 570, устанавливается состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации регулируемыми организациями, а также органами регулирования.
Таким образом, с целью защиты интересов потребителей законопроектом предусматривается закрепление за федеральным антимонопольным органом полномочия по привлечению к административной ответственности по статье 19.8.1 Кодекса органов регулирования за нарушение стандартов раскрытия информации, а также предусматривает ответственность для федерального антимонопольного органа за аналогичное нарушение. Одновременного проектом вносятся изменения в статью 9.15 Кодекса, предусматривающие ответственность за предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии.
Учитывая, что раскрытие информации служит для целей обеспечения прозрачности деятельности субъектов электроэнергетики и теплоснабжения, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей, Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний.
На сегодняшний день обязанность раскрывать информацию возложена также на органы власти, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов в иных областях. Так, согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 года N 564, обязанность раскрытия информации по обращению с твердыми коммунальными отходами возлагается на операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. В этой связи требует дополнительной проработки вопрос о расширении положений проектируемой статьи 19.8.1 Кодекса в части привлечения к ответственности за нарушение стандартов раскрытия информации операторов (региональных операторов) по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В законопроекте следует определить компетенцию по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
На основании изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 133087-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение стандартов раскрытия информации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.