В соответствии с решением Банка России в 2017 году в ежегодный сбор предложений участников финансового рынка по развитию финансового рынка (механизм "233 KPIs") были вовлечены новые сегменты финансового рынка, в том числе и банковский.
В рамках данного механизма в апреле 2017 года Ассоциацией российских банков (далее в тексте - "АРБ") были поданы следующие предложения:
- по совершенствованию законодательства и регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг;
- по предоставлению возможности переуступки прав требования по получению оплаты за выполненные работы в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ и
- по обеспечению возможности для размещения российскими юридическими лицами за рубежом облигаций, оформленных в соответствие с законодательством страны размещения облигаций.
За время, прошедшее с момента подачи этих предложений, в том числе и в связи с развитием ранее заявленных Банком России инициатив и планов, существенно возросла значимость их (предложений) реализации для качественного развития банковского рынка.
В связи с невысоким текущим уровнем доверия населения к банковской системе, считаем принципиально важными не только осуществление отдельных мер и действий, направленных на повышение уровня доверия в некоторых "горячих" сферах (например, обсуждаемое создание единого реестра вкладчиков), и построение Банком России системы поведенческого надзора, но и совершенствование законодательства и регулирования через принятие отдельного закона о защите прав потребителей финансовых услуг.
Своевременная разработка и принятие такого закона позволит:
потребителям финансовых услуг - получить надлежащую защиту их прав и интересов, в том числе и в учётом происходящих в связи с развитием цифровых технологий трансформаций самого финансового рынка, его участников и финансовых услуг в целом;
профессиональным участникам рынка - в условиях правовой определённости совершенствовать существующие услуги и условия их предоставления, а также развивать новые услуги;
регулятору и надзорному органу - обеспечивать надлежащую защиту прав и интересов потребителей финансовых услуг, в том числе и с использованием новых форм надзора.
Мы считаем, что в результате принятия закона о защите прав потребителей финансовых услуг регулятором и надзорным органом в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг должен быть Банк России, профессиональная экспертиза, знание и опыт которого поможет всем участникам в безопасном и сбалансированном развитии рынка.
Мы считаем, что скорейшая разработка и принятия закона о защите прав потребителей финансовых услуг позволит выполнить пп. 2 и 3 Поручений Президента РФ Путина В.В., данные им по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, прошедшего 18 апреля этого года.
В связи с вышеизложенным, просим поддержать предложение АРБ о необходимости скорейшей разработки и принятия закона о защите прав потребителей финансовых услуг и дать соответствующие указания профильным департаментам и службам Банка России о работе над текстом такого законопроекта.
Приложения: 3 предложения АРБ, поданные в рамках механизма "233 KPIs" на 4 л.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Поле |
Описание |
Краткое наименование |
Совершенствование законодательства и регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг |
Инициатор |
Ассоциация российских банков |
Тематика |
Защита прав потребителей финансовых услуг |
Цель реализации предложенной меры |
Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг через: - устранение дублирования надзорных органов и их действий по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг; - устранение расширения норм Закона о защите прав потребителей, созданного для регулирования в сфере материально-товарных отношений и бытовых услуг, на сферу финансовых услуг и финансовые институты; - сокращение издержек финансовых институтов, в том числе за счет: - унификации подходов к вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг; - устранения дублирования в действиях надзорных органов; - устранения избыточных судебных расходов и неоправданно высоких выплат по штрафам, в том числе и в пользу обществ защиты прав потребителей |
Какие действия должны быть совершены для реализации предложения |
Консультативный доклад, содержащий анализ действующей системы защиты прав потребителей на финансовом рынке (2017 год); Кодификация существующего в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг законодательства и регулирования (2018); Разработка проекта и принятие закона о защите прав потребителей финансовых услуг (2018-2019); Создание единого надзорного органа по защите прав потребителей финансовых услуг (2019-2020) |
Конкретные измеримые результаты |
Рост количества обращений граждан в единый надзорный орган по защите прав потребителей финансовых услуг при общем сокращение количества таких обращений; Снижение издержек финансовых институтов на судебные расходы и выплаты по штрафам в пользу обществ защиты прав потребителей; |
Приоритет |
А |
Дополнительные комментарии / материалы |
Дополнительные комментарии доступны по обращению |
Контактное лицо |
Мехтиев Э.О., +7-495-6910703,mekhtiyev_eo@arb.ru |
Краткое наименование |
Предоставление возможности переуступки прав требования по получению оплаты за выполненные работы в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ |
Инициатор |
Ассоциация российских банков |
Тематика |
Финансовые инструменты для развития малого и среднего бизнеса |
Цель реализации предложенной меры |
Совершенствование возможностей финансирования малого и среднего бизнеса и сокращение сроков получения ими оплаты за товары и услуги, поставленные / оказанные в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ; |
Какие действия должны быть совершены для реализации предложения |
Изменения в законодательство, позволяющие переуступку прав требования по оплате за товары и услуги, поставленные / оказанные в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ, в пользу 3-х лиц: - изменить п.2 и п.10 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ путём введения разрешения на уступку прав требования по оплате за товары и услуги, поставленные / оказанные в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ; - внести прямое указание в 44-ФЗ и 223-ФЗ на возможность переуступки требований по оплате по контрактам малого и среднего бизнеса |
Конкретные измеримые результаты |
Сокращение сроков выплаты за товары и услуги, поставленные / оказанные в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ; Рост переуступки прав требования по получению оплаты за выполненные работы в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ (объём рынка - до 0,5 трлн рублей в год); Снижение стоимости услуг по переуступке прав требования по получению оплаты за выполненные работы в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ |
Приоритет |
А |
Дополнительные комментарии/материалы |
Ранее подобное предложение было учтено в проекте как KPI N 296 Дополнительные комментарии доступны по обращению |
Контактное лицо |
Мехтиев Э.О., +7-495-6910703,mekhtiyev_eo@arb.ru |
Краткое наименование |
Обеспечение возможности для размещения российскими юридическими лицами за рубежом облигаций, оформленных в соответствие с законодательством страны размещения облигаций. |
Инициатор |
Ассоциация российских банков |
Тематика |
Совершенствование законодательства о рынке ценных бумаг |
Цель реализации предложенной меры |
Обеспечение доступа российских эмитентов на емкие рынки долгового капитала, в первую очередь - рынок облигаций КНР (емкость рынка более 10 трлн долларов США в эквиваленте). Такой доступ необходим для возможности рефинансирования внешнего долга, привлеченного на традиционных рынках еврооблигаций, в первую очередь для заемщиков, находящихся под санкциями ЕС и США. Возможность для размещения российскими эмитентами за рубежом облигаций, оформленных в соответствие с законодательством страны размещения облигаций, без использования SPV и контрактов в праве Великобритании (в настоящий момент блокированы для заемщиков, находящихся под санкциями ЕС и США) |
Какие действия должны быть совершены для реализации предложения |
Внесение в ФЗ-39 "О рынке ценных бумаг" и иные нормативно-правовые акты поправок, предполагающих снятие требований о: государственной регистрации проспекта и решения о выпуске, необходимости получения разрешения на организацию обращения, требований о месте централизованного хранения сертификатов и порядке учета прав, выплаты купона и погашения через центральный депозитарий для облигаций, размещаемых российскими юридическими лицами на территории иностранных государств в соответствии с законодательством таких иностранных государств. В указанных поправках в отношении таких облигаций установить возможность: Оформления эмиссионной документации на иностранном языке в иностранном праве; Регистрации эмиссионной документации/ получения разрешения на размещение облигаций в порядке, установленном в стране размещения облигаций. |
Конкретные измеримые результаты |
Ненулевое количество прямых выпусков облигаций российских эмитентов (за исключением Минфина РФ) за рубежом. |
Приоритет |
А |
Дополнительные комментарии/материалы |
Доступны по обращению |
Контактное лицо |
Мехтиев Э.О., +7-495-6910703,mekhtiyev_eo@arb.ru |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 4 июля 2017 г. N А-02/1Э-342 "О предложениях Ассоциации российских банков, поданных в рамках механизма "233 KPI"
Текст письма официально опубликован не был