Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 июня 2017 г. N 58-АПГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Чубырина А.И. на решение Хабаровского краевого суда от 8 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Чубырина А.И. о признании недействующими подпункта "а" пункта 3 статьи 2 Закона Хабаровского края от 30 сентября 2015 года N 119 "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений закона Хабаровского края" и пункта 8 части 4 статьи 5 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей и иных категорий граждан" (в редакции Закона Хабаровского края от 30 сентября 2015 года N 119).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законом Хабаровского края от 26 января 2005 года N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей и иных категорий граждан" урегулированы отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Хабаровского края, в том числе ветеранам труда.
Подпунктом "а" пункта 3 статьи 2 Закона Хабаровского края от 30 сентября 2015 года N 119 "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений законов Хабаровского края" признан утратившим силу пункт 3 части 4 статьи 5 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей и иных категорий граждан", в соответствии с которым ветеранам труда предоставлялись меры социальной поддержки по проезду на транспорте, предусмотренные государственной программой края в области социальной защиты населения.
Подпунктом "в" пункта 3 статьи 2 Закона Хабаровского края от 30 сентября 2015 года N 119 часть 4 статьи 5 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей и иных категорий граждан" дополнена пунктом 8, в соответствии с которым ветеранам труда края предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 405 рублей.
Чубырин А.И., являющийся ветераном труда, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта "а" пункта 3 статьи 2 Закона Хабаровского края от 30 сентября 2015 года N 119 "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений закона Хабаровского края" и пункта 8 части 4 статьи 5 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей и иных категорий граждан" (в редакции Закона Хабаровского края от 30 сентября 2015 года N 119).
В обоснование заявленных требований указал, что до вступления в силу оспариваемых положений ветеранам труда края предоставлялась ежемесячная денежная выплата на проезд в общественном транспорте, на которую можно было приобрести Единый социальный проездной билет, предоставлявший право бесплатного проезда на городском и пригородном общественном транспорте. Стоимость Единого социального проездного билета с 1 января 2014 года была установлена в размере 605 рублей. Замена указанной льготы денежной выплатой в размере 405 рублей является неравнозначной, в связи с чем, оспариваемые положения закона края противоречат абзацу 3 части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому при изменении порядка реализации льгот и выплат отдельным категориям граждан, условия предоставления таких льгот не могут быть ухудшены.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер названного Федерального закона следует читать как "N 122-ФЗ"
Решением Хабаровского краевого суда от 8 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказано с указанием об опубликовании сообщения о принятом решении на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края.
В апелляционной жалобе административный истец Чубырин А.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Прокуратурой Хабаровского края представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых выражается согласие с принятым судом решением.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного заключения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определен перечень мер социальной поддержки, которые могут предоставляться различным категориям ветеранов, в том числе пенсионное обеспечение; выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ); предоставление жилых помещений; компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 5-ФЗ).
Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ настоящим Законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов труда.
В силу части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит каких-либо конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что пунктом 3 части 4 статьи 5 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей и иных категорий граждан" предусматривалось, что ветеранам труда после установления (назначения) им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по проезду на транспорте, предусмотренные государственной программой края в области социальной защиты населения.
Законодательной Думой Хабаровского края 30 сентября 2015 года принят Закон Хабаровского края N 119 "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений законов Хабаровского края", вступивший в силу 1 ноября 2015 года, в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 2 которого признан утратившим силу приведенный выше пункт 3 части 4 статьи 5 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей и иных категорий граждан".
Также часть 4 статьи 5 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей и иных категорий граждан" дополнена пунктом 8, согласно которому ветеранам труда края предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты в размере 405 рублей.
Закон Хабаровского края от 30 сентября 2015 года N 119 "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений законов Хабаровского края" опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 6 октября 2015 года, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 октября 2015 года, обнародован распоряжением Губернатора Хабаровского края от 1 октября 2015 года N 492-р.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Законодательной Думы Хабаровского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, оспариваемая норма не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проанализировав в системном единстве приведенные выше законоположения суд пришел к правильному выводу, что обеспечение доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда, является дополнительной мерой социальной поддержки, в связи с чем определение порядка, размера и условий ее реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, который вправе самостоятельно определить направления расходования денежных средств своего бюджета при соблюдении установленных федеральным законодательством условий их предоставления, в том числе перейти к денежной форме предоставления указанной меры социальной поддержки.
При этом судом установлено, что вследствие принятия оспариваемых административным истцом положений объем финансирования в крае на цели предоставления указанной меры социальной поддержки ветеранам труда не уменьшился.
Так, согласно информации Министерства социальной защиты населения Хабаровского края численность граждан льготной категории "Ветеран труда" составляет: 2014 год - 85 430 человек, 2015 год - 84 567 человек, 2016 год - 86 585 человек. Совокупный объем финансовых средств, предусмотренных в краевом бюджете на обеспечение мер поддержки ветеранов труда по проезду на транспорте ежегодно увеличивается: 2014 год - 356,96 млн. руб., 2015 год - 414,83 млн. руб., на 01.11.2016 год - 361,2 млн. руб. (план на 2016 год - 433,1 млн. руб.). Совокупный объем финансовых средств, предусмотренных в краевом бюджете на обеспечение всеми краевыми мерами социальной поддержки ветеранов труда, составил: 2014 год - 1 879,20 млн. руб., 2015 год - 1 913,42 млн. руб., 2016 год - 1960,37 млн. руб.
Судом был проверен и обоснованно отклонен, как не нашедший своего подтверждения, довод административного истца, повторяющийся в апелляционной жалобе, о фактическом снижении размера социальной поддержки в связи с тем, что до принятия оспариваемых норм стоимость единого социального билета была утверждена в размере 605 рублей.
Как следует из материалов дела, постановлением губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" ветеранам труда с 1 июля 2005 года взамен натуральной формы предоставления льгот по проезду на транспорте общего пользования была установлена ежемесячная денежная выплата на проезд в размере 100 рублей и предоставлялось право за указанную сумму приобрести единый социальный проездной билет для проезда в городском общественном транспорте.
Указанным постановлением губернатора в редакции от 30 января 2014 года N 6 был утвержден размер стоимости проезда по единому социальному проездному билету в месяц по муниципальным образованиям края от 314 до 605 рублей (для города Хабаровска - 605 рублей), из которых ветеранам труда предоставлялась ежемесячная денежная выплата в сумме 100 рублей, а остальная сумма направлялась транспортным предприятиям для возмещения расходов на перевозку льготных категорий граждан по единому социальному проездному билету на городских и межмуниципальных пригородных автомобильных перевозках.
Из изложенного следует, что в связи с принятием оспариваемых положений закона условия предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда ухудшены не были, поскольку размер ежемесячной денежной выплаты был увеличен со 100 рублей до 405 рублей. При этом предоставление меры социальной поддержки по проезду на общественном транспорте в виде ежемесячной денежной выплаты в сумме 405 рублей обеспечило предоставление равных прав всем ветеранам труда края, в том числе, проживающим в населенных пунктах, не имеющих транспортной обеспеченности, либо по состоянию здоровья или иным обстоятельствам, не имеющим возможности или необходимости пользоваться общественным транспортом
С учетом изложенного вывод суда о том, что оспариваемая норма не противоречит Федеральному закону "О ветеранах" и Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122 является правильным.
Довод административного истца о том, что Закон Хабаровского края от 30 сентября 2015 года N 119 "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края и признании утратившими силу отдельных положений закона Хабаровского края" подписан неуполномоченным лицом, судом первой инстанции проверен и обоснованно отклонен. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с приведенными об этом в решении суда мотивами.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 8 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чубырина А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 июня 2017 г. N 58-АПГ17-1
Текст определения официально опубликован не был