Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2017 г. N 3-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Корчашкиной Т.Е., Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Баевой С.Н. о признании недействующими приказа Министерства экономического развития Республики Коми от 31 декабря 2014 года N 466 "Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в части пункта 611 приложения к приказу, приказа Министерства экономического развития Республики Коми от 23 декабря 2015 года N 369 "Об определении на 2016 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в части пункта 586 приложения к приказу, приказа Министерства экономического развития Республики Коми от 26 декабря 2016 года N 533 "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в части пункта 940 приложения к приказу по апелляционной жалобе Баевой С.Н. на решение Верховного Суда Республики Коми от 24 марта 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения Баевой С.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Министерство экономического развития Республики Коми приказом от 31 декабря 2014 года N 466 "Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2015 год).
Первоначальный текст документа был размещён 31 декабря 2014 года на официальном сайте Министерства экономики Республики Коми в подразделе "Нормативные правовые акты Министерства экономики Республики Коми" раздел "Налогообложение".
В пункт 611 Перечня на 2015 год, включены принадлежащие Баевой С.Н. на праве собственности нежилые помещения в многофункциональном комплексе, корпус N 3 (по поэтажному плану NN 1,3-10,12) с кадастровым номером ... общей площадью 316,6 кв.м, находящиеся по адресу: г. Сыктывкар, ... (далее - нежилые помещения).
Приказом Министерства экономического развития Республики Коми от 23 декабря 2015 года N 369 "Об определении на 2016 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2016 год).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Бюллетень органов государственной власти Республики Коми", 30 декабря 2015 года, N 59, ст. 946, а также размещён в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства экономики Республики Коми.
В пункт 586 Перечня на 2016 год включены вышеуказанные принадлежащие Баевой С.Н. нежилые помещения.
Приказом Министерства экономики Республики Коми от 26 декабря 2016 года N 533 определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год).
Первоначальный текст документа опубликован в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru, 28 декабря 2016 года, в издании "Бюллетень органов государственной власти Республики Коми", 12 января 2017 года, N 1, ст. 34, а также размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства экономики Республики Коми.
В пункт 940 Перечня на 2017 год включены те же нежилые помещения, принадлежащие Баевой С.Н.
Баева С.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных выше приказов в части включения в Перечни на 2015-2017 годы принадлежащих ей на праве собственности нежилых помещений, указав в обоснование заявленных требований, что оснований для их включения в указанные Перечни не имелось, поскольку Министерство экономического развития Республики Коми, утверждая оспариваемые Перечни, не приняло во внимание то обстоятельство, что здание, в котором расположены указанные нежилые помещения, принадлежащие ей, имеет общую площадь менее 1000 кв. м, что в соответствии с положениями Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года N 67-РЗ "О налоге на имущество организаций" не предполагает включение данного объекта и помещений, расположенных в нём в Перечень. Полагала, что при данных обстоятельствах названный закон Республики Коми подлежит применению в отношении её имущества, поскольку она является индивидуальным предпринимателем. Включение в Перечень нежилых помещений возлагает на административного истца обязанность по уплате налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, размер которого установлен решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 25 ноября 2014 года N 29/2014-406 "О введении на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" налога на имущество физических лиц" и составляет 2 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 24 марта 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Баевой С.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Баева С.Н. просит отменить решение суда первой инстанции и вынести решение об удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерством финансов Республики Коми и прокуратурой Республики Коми представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции, принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Распоряжения Правительства Республики Коми от 26 ноября 2014 года N 398-р "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" установил, что выше указанные приказы Министерства экономического развития Республики Коми и приложения к ним, а также последующие изменяющие их акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Министерства экономики Республики Коми в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Баева С. Н. является собственником нежилых помещений в многофункциональном комплексе с кадастровым номером ... общей площадью 316,6 кв.м, находящимся по адресу: г. Сыктывкар, ул. ... Административный истец с 1999 года является индивидуальным предпринимателем и использует данные помещения в предпринимательской деятельности. Названные объекты недвижимости расположены в здании торгового центра общей площадью 705, 8 кв.м.
Нежилые помещения включены уполномоченным органом в Перечни на 2015-2017 годы, как объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
Статьей 15 НК РФ определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам, а согласно положениям пункта 2 статьи 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах индивидуальные предприниматели отнесены к физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (глава 32 НК РФ).
Как следует из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (абзац 3 пункта 1 статьи 402 НК РФ).
Такой закон в Республике Коми принят Государственным Советом Республики Коми - это Закон от 27 октября 2014 года N 123-РЗ "О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", которым установлена указанная дата - 1 января 2015 года.
Поскольку Советом муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 25 ноября 2014 года N 29/2014-406 принято решение "О введении на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" налога на имущество физических лиц", пунктами 1, 2.2, 2.2.1 которого установлен и введён в действие с 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц в размере 2,0 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, то таким образом в отношении вышеуказанных объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, подлежат применению налоговые ставки, установленные вышеназванным нормативным правовым актом органа муниципального образования.
В свою очередь пункт 3 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Таким образом, налоговая база в отношении объектов налогообложения, принадлежащих административному истцу, установлена в соответствии с вышеуказанными нормами НК РФ, законодательством Республики Коми и нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
В соответствии со статьёй 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учётом положений пункта 5 настоящей статьи, не превышающих, указанные в пункте 2 этой статьи НК РФ размерах. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено право муниципальных образований уменьшить их до нуля или увеличить, но не более чем в 3 раза. И лишь в случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, то налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи (пункт 6 статьи 406 НК РФ).
На основании подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что включение принадлежащих Баевой С.Н. нежилых помещений, расположенных в торговом центре в Перечни на 2015, 2016 и 2017 годы соотносятся с положениями статьи 378.2 НК РФ, поскольку они фактически используются в целях размещения торговых объектов, что не оспаривалось административным истцом.
Кроме того, суд указал в решении о том, что на основании пункта 2 статьи 378.2 НК РФ принят Закон Республики Коми от 24 ноября 2003 года N 67-РЗ "О налоге на имущество организаций" и на территории Республики введён налог на имущество организаций, а статьёй 4.1 указанного Закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К таким особенностям отнесено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них; 2) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
При этом суд правомерно не согласился с доводами административного истца о распространении указанных особенностей, предусмотренных вышеназванным законом Республики Коми, при установлении налога на принадлежащие ей объекты недвижимости, поскольку в силу положений НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а налог на имущество физических лиц - к местным налогам.
Вопросы установления налога на имущество физических лиц, урегулированы главой 32 НК РФ, а в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 1 НК РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом в названной главе НК РФ не содержится указаний на то, что положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации предусматривающие особенности определения налоговой базы объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям, подлежат применению при определении налоговой базы объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам.
Таким образом, нормы Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года N 67-РЗ "О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми" не могут быть применены при определении налоговой базы на имущество физических лиц, поскольку данный порядок регулируется решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 25 ноября 2014 года N 29/2014-406 "О введении на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" налога на имущество физических лиц".
Исходя из изложенного, оснований полагать, что оспариваемые нормы противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не имеется.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 24 марта 2017 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Баевой С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2017 г. N 3-АПГ17-3
Текст определения официально опубликован не был