Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 133590-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета суррогатного материнства",
внесенному членом Совета Федерации А.В. Беляковым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16 мая 2017 года (протокол N 44, пункт 70) Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрен проект федерального закона N 133590-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета суррогатного материнства", внесенный членом Совета Федерации А.В. Беляковым.
Проектом предлагается внести изменения в статью 55 Федерального закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ), в статью 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и статьи 51-52 Семейного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся запрета использования суррогатного материнства в Российской Федерации.
По мнению автора, в Российской Федерации отсутствует правовое регулирование вопроса суррогатного материнства, направленного на защиту прав и интересов детей, суррогатных матерей и потенциальных родителей, а также законодательное ограничение по его применению, что привело к формированию, так называемого, "репродуктивного туризма" в Российской Федерации.
Однако, следует обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.
Согласно пунктам 2, 5 Порядка использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению, утвержденному приказом Минздрава России от 30.08.2012 N 107н, медицинская помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий оказывается только пациентам с бесплодием в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, созданных как Центры вспомогательных репродуктивных технологий, либо медицинских и иных организациях, имеющих в структуре лабораторию (отделение) вспомогательных репродуктивных технологий, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий). Также в пункте 79 указанного порядка установлен перечень показаний к применению суррогатного материнства.
Иными словами, в Российской Федерации искусственное зарождение детей (суррогатное материнство) допустимо только по медицинским показаниям при условии стойкого бесплодия. Именно с этим связывается законодательная возможность прибегать к современным методам репродуктивной медицины.
Применение суррогатного материнства без соблюдения установленных законодательством требований являются незаконными.
Таким образом, проблемы, описанные в пояснительной записке, связаны не с отсутствием законодательного ограничения применения суррогатного материнства, а с практикой реализации законодательства, контролем и ответственностью за его нарушение.
Проблема бесплодия, в современном российском обществе, к сожалению, является одной из актуальных. Ощущение социальной неполноценности бесплодных семей наряду с естественным стремлением оставить после себя потомство побуждает их отдать предпочтение решению проблемы рождения собственных детей вспомогательным репродуктивным технологиям, а не усыновлению (удочерению) детей.
Полагаем, что запрет применения суррогатного материнства, лишь усугубит существующие трудности.
По мнению Комитета, проблемы, обозначенные в пояснительной записке, связанные с применением метода суррогатного материнства, могут быть решены не запретом, а путем совершенствования действующего законодательства в этой области.
На основании изложенного, Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 133590-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета суррогатного материнства" и рекомендует отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.