Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть пятая
Внешнеполитическая деятельность Европейского Союза
Титул I
Общие положения о внешнеполитической деятельности
Статья 205
Деятельность Европейского Союза на международной арене согласно настоящей Части регулируется принципами, преследует цели и проводится в соответствии с общими положениями, которые предусмотрены в Главе 1 Титула V Договора о Европейском Союзе.
Титул II
Общая торговая политика
Статья 206
(бывшая Статья 131 TEC)
Учреждая таможенный союз в соответствии со Статьями 28-32, Европейский Союз в общих интересах способствует гармоничному развитию мировой торговли, постепенной отмене ограничений международной торговли и ограничений на прямые иностранные инвестиции, а также снижению таможенных и иных барьеров.
Статья 207
(бывшая Статья 133 TEC)
1. Общая торговая политика основана на единых принципах, особенно в части изменения тарифных ставок, заключения тарифных и торговых соглашений, относящихся к торговле товарами и услугами, торговых аспектов интеллектуальной собственности, прямых иностранных инвестиций, достижения единообразия мер по либерализации, экспортной политики и мер торговой защиты, включая те, которые должны приниматься в случае демпинга или субсидий. Общая торговая политика проводится в контексте принципов и целей внешнеполитической деятельности Европейского Союза.
2. Европейский Парламент и Совет ЕС посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой принимают меры, определяющие правовые основы для имплементации общей торговой политики.
3. Если необходимо проводить переговоры и заключать соглашения с одной или несколькими третьими странами или международными организациями, то применяется Статья 218 с учетом специальных положений настоящей Статьи.
Европейская Комиссия представляет рекомендации Совету ЕС, который уполномочивает ее на инициирование необходимых переговоров. Совет ЕС и Европейская Комиссия отвечают за обеспечение того, чтобы обсуждаемые соглашения соответствовали внутренней политике и внутренним правилам Европейского Союза.
Европейская Комиссия проводит такие переговоры, консультируясь со специальным комитетом, назначенным Советом ЕС для оказания ей содействия в выполнении этой задачи, и в рамках директив, которые может направлять в ее адрес Совет ЕС. Европейская Комиссия регулярно представляет отчет специальному комитету, а также Европейскому Парламенту о ходе переговоров.
4. По вопросам ведения переговоров и заключения соглашений, указанных в параграфе 3 настоящей Статьи, Совет ЕС действует квалифицированным большинством голосов.
По вопросам ведения переговоров и заключения соглашений в сферах торговли услугами и по вопросам торговых аспектов интеллектуальной собственности и прямых иностранных инвестиций Совет ЕС действует единогласно, если данные соглашения содержат положения, в отношении которых требуется единогласное решение для принятия внутренних правил.
Совет ЕС также действует единогласно по вопросам ведения переговоров и заключения соглашений:
(а) в сфере торговли культурными и аудиовизуальными услугами, когда подобные соглашения влекут за собой риск причинения ущерба культурному и языковому разнообразию Европейского Союза;
(b) в сфере торговли социальными, образовательными услугами и услугами по здравоохранению, если подобные соглашения влекут за собой риск серьезного нарушения организации данных услуг на национальном уровне и причинения ущерба ответственности государств-членов ЕС за их оказание.
5. Ведение переговоров и заключение международных соглашений в сфере транспорта регулируется Титулом VI Части Третьей и Статьей 218.
6. Осуществление компетенций, предоставленных настоящей Статьей в сфере общей торговой политики, не затрагивает разграничение компетенции между Европейским Союзом и государствами-членами ЕС и не приводит к гармонизации законодательных или регуляторных положений государств-членов ЕС в той мере, в какой Договоры исключают подобную гармонизацию.
Титул III
Сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь
Глава 1
Сотрудничество в целях развития
Статья 208
(бывшая Статья 177 TEC)
1. Политика Европейского Союза в области сотрудничества в целях развития проводится в рамках принципов и целей внешнеполитической деятельности Европейского Союза. Политика сотрудничества Европейского Союза в целях развития и аналогичная политика государств-членов ЕС взаимно дополняют и усиливают друг друга.
Первичной целью политики сотрудничества Европейского Союза в целях развития является сокращение и, в конечном счете, искоренение бедности. Европейский Союз учитывает цели сотрудничества в области развития в рамках тех направлений политики, которые могут затрагивать развивающиеся страны.
2. Европейский Союз и государства-члены ЕС соблюдают обязательства и учитывают цели, утвержденные в рамках Организации Объединенных Наций и других компетентных международных организаций.
Статья 209
(бывшая Статья 179 TEC)
1. Европейский Парламент и Совет ЕС, действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры, необходимые для имплементации политики сотрудничества в целях развития, которых могут касаться многолетних программ сотрудничества с развивающимися странами или программ, имеющих тематический подход.
2. Европейский Союз может заключать с третьими странами и компетентными международными организациями любые соглашения для достижения целей, указанных в Статье 21 Договора о Европейском Союзе и Статье 208 настоящего Договора.
Первый подпараграф не затрагивает компетенцию государств-членов ЕС по проведению переговоров в международных органах и по заключению соглашений.
3. Европейский инвестиционный банк вносит вклад в имплементацию мер, указанных в параграфе 1 настоящей Статьи, на условиях, предусмотренных его Уставом.
Статья 210
(бывшая Статья 180 TEC)
1. В целях продвижения взаимодополняемости и эффективности своих действий Европейский Союз и государства-члены ЕС согласовывают политику по сотрудничеству в целях развития и проводят взаимные консультации по своим программам помощи, в том числе в рамках международных организаций и в ходе международных конференций. Они могут совершать совместные действия. По необходимости, государства-члены ЕС вносят вклад в имплементацию программ помощи Европейского Союза.
2. Европейская Комиссия может выступать с любыми целесообразными инициативами для продвижения сотрудничества, указанного в параграфе 1 настоящей Статьи.
Статья 211
(бывшая Статья 181 TEC)
В рамках своей соответствующей компетенции Европейский Союз и государства-члены ЕС сотрудничают с третьими странами и компетентными международными организациями.
Глава 2
Экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами
Статья 212
(бывшая Статья 181а TEC)
1. Без ущерба другим положениям Договоров, в частности Статьям 208-211, Европейский Союз проводит мероприятия по экономическому, финансовому и техническому сотрудничеству с третьими странами, в том числе по оказанию помощи, в частности финансовой, третьим странам, которые не являются развивающимися странами. Такие мероприятия должны быть совместимы с политикой Европейского Союза в целях развития и должны проводиться в рамках принципов и целей его внешнеполитической деятельности. Действия Европейского Союза и государств-членов ЕС взаимно дополняют и усиливают друг друга.
2. Европейский Парламент и Совет ЕС, действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры, необходимые для имплементации параграфа 1 настоящей Статьи.
3. В рамках своей соответствующей компетенции Европейский Союз и государства-члены ЕС сотрудничают с третьими странами и компетентными международными организациями. Условия сотрудничества Европейского Союза могут выступать предметом соглашений между Европейским Союзом и заинтересованными третьими сторонами.
Первый подпараграф не затрагивает компетенцию государств-членов ЕС по проведению переговоров в международных органах и по заключению соглашений.
Статья 213
Если ситуация в третьей стране требует предоставления срочной финансовой помощи со стороны Европейского Союза, то Совет ЕС принимает необходимые решения на основании предложения Европейской Комиссии.
Глава 3
Гуманитарная помощь
Статья 214
1. Деятельность Европейского Союза в области гуманитарной помощи осуществляется в рамках принципов и целей его внешней политики. Такая деятельность должна быть направлена на предоставление адресного содействия, помощи и защиты населению третьих стран, пострадавшему от катастроф природного или техногенного характера, в целях удовлетворения гуманитарных потребностей, возникших в результате этих различных ситуаций. Мероприятия Европейского Союза и государств-членов ЕС взаимно дополняют и усиливают друг друга.
2. Деятельность по оказанию гуманитарной помощи осуществляется в соответствии с принципами международного права и принципами беспристрастности, нейтралитета и отсутствия дискриминации.
3. Европейский Парламент и Совет ЕС, действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают меры, которые определяют правовые основы осуществления деятельности Европейского Союза по оказанию гуманитарной помощи.
4. Европейский Союз может заключать с третьими странами и компетентными международными организациями любые соглашения, способствующие достижению целей, указанных в параграфе 1 настоящей Статьи и в Статье 21 Договора о Европейском Союзе.
Первый подпараграф не затрагивает компетенцию государств-членов ЕС по проведению переговоров в международных органах и по заключению соглашений.
5. В целях разработки правовой основы для совместного участия молодых европейцев в деятельности Европейского Союза по оказанию гуманитарной помощи учреждается Европейский добровольный корпус гуманитарной помощи. Европейский Парламент и Совет ЕС посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой определяют правила и порядок его функционирования.
6. Европейская Комиссия может выступать с любыми инициативами, целесообразными для продвижения координации мероприятий Европейского Союза и государств-членов ЕС, в целях повышения эффективности и взаимодополняемости европейских и национальных механизмов гуманитарной помощи.
7. Европейский Союз гарантирует, что его деятельность по оказанию гуманитарной помощи скоординирована и согласована с соответствующей деятельностью международных организаций и учреждений, в частности тех, которые входят в систему Организации Объединенных Наций.
Титул IV
Ограничительные меры
Статья 215
(бывшая Статья 301 TEC)
1. Если решение, принятое в соответствии с Главой 2 Титула V Договора о Европейском Союзе, предусматривает полное или частичное приостановление или ослабление экономических и финансовых отношений с одной или несколькими третьими странами, Совет ЕС, действуя квалифицированным большинством голосов на основании совместного предложения Верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности и Европейской Комиссии, принимает необходимые меры. Совет ЕС информирует об этом Европейский Парламент.
2. Если решение, принятое в соответствии с Главой 2 Титула V Договора о Европейском Союзе содержит соответствующие положения, Совет ЕС в порядке, указанном в параграфе 1 настоящей Статьи, может принимать ограничительные меры в отношении физических или юридических лиц, групп или негосударственных образований.
3. Акты, указанные в настоящей Статье, должны содержать необходимые положения о правовых гарантиях.
Титул V
Международные соглашения
Статья 216
1. Европейский Союз может заключать соглашения с одной или несколькими третьими странами или международными организациями, если это предусмотрено Договорами либо если заключение соглашения является необходимым для достижения одной из целей, указанных Договорами, в рамках политики Европейского Союза, или предусмотрено в юридически обязательном акте Европейского Союза, или может затронуть общие правила или изменить сферу их применения.
2. Соглашения, заключенные Европейским Союзом, имеют обязательную силу для институтов Европейского Союза и для государств-членов ЕС.
Статья 217
(бывшая Статья 310 TEC)
Европейский Союз может заключать с одной или несколькими третьими странами или международными организациями соглашения о создании ассоциации при наличии взаимных прав и обязанностей, совместных действий и специальных процедур.
Статья 218
(бывшая Статья 300 TEC)
1. Без ущерба специальным положениям Статьи 207 ведение переговоров и заключение соглашений между Европейским Союзом и третьими странами или международными организациями осуществляется в следующем порядке.
2. Совет ЕС санкционирует начало переговоров, принимает директивы по ведению переговоров, санкционирует подписание соглашений и заключает их.
3. Европейская Комиссия либо Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, если предполагаемое соглашение исключительно или преимущественно относится к сфере общей внешней политики и политики безопасности, представляют рекомендации Совету ЕС, который принимает решение, санкционирующее начало переговоров и, в зависимости от предмета предполагаемого соглашения, назначает участника переговоров от имени Европейского Союза или руководителя переговорной группы Европейского Союза.
4. Совет ЕС может направлять директивы участнику переговоров и назначать специальный комитет, с которым необходимо консультироваться при проведении переговоров.
5. Совет ЕС на основании предложения участника переговоров принимает решение, санкционирующее подписание соглашения и, по необходимости, его временное применение до вступления в силу.
6. Совет ЕС на основании предложения участника переговоров принимает решение о заключении соглашения.
Кроме случаев, когда соглашение относится исключительно к сфере общей внешней политики и политики безопасности, Совет ЕС принимает решение о заключении соглашения:
(a) после получения согласия Европейского Парламента в отношении:
(i) соглашения об ассоциации;
(ii) соглашения о присоединении Европейского Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
(iii) соглашений, устанавливающих специальную институциональную основу при организации сотрудничества;
(iv) соглашений, имеющих значительные бюджетные последствия для Европейского Союза;
(v) соглашений, охватывающих сферы, в отношении которых применяется обычная законодательная процедура или специальная законодательная процедура, когда требуется согласие Европейского Парламента.
В экстренных случаях Европейский Парламент и Совет ЕС могут договориться о сроке для дачи согласия;
(b) после консультаций с Европейским Парламентом в остальных случаях. Европейский Парламент выносит свое заключение в течение срока, который может быть установлен Советом ЕС в зависимости от срочности вопроса. При отсутствии заключения в течение такого срока Совет ЕС может принять решение.
7. В порядке отступления от параграфов 5, 6 и 9 настоящей Статьи Совет ЕС при заключении соглашения может уполномочить участника переговоров одобрять от имени Европейского Союза изменения в соглашение, если последнее предусматривает, что данные изменения должны приниматься по упрощенной процедуре либо органом, созданным таким соглашением. Совет ЕС может предоставить данное полномочие на особых условиях.
8. В рамках всей процедуры Совет ЕС действует квалифицированным большинством голосов.
Однако Совет ЕС действует единогласно, если соглашение охватывает сферу, для которой требуется единогласное принятие акта Европейского Союза, а также если речь идет о соглашениях об ассоциации и о соглашениях с государствами-кандидатами на присоединение, указанных в Статье 212. Совет ЕС также действует единогласно применительно к соглашению о присоединении Европейского Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Решение о заключении данного соглашения вступает в силу после его одобрения государствами-членами ЕС согласно требованиям их конституций.
9. Совет ЕС на основании предложения Европейской Комиссии или Верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности принимает решения о приостановлении применения соглашения и об установлении позиций, которые должны быть выражены от имени Европейского Союза в органе, учрежденным таким соглашением, если данный орган призван издавать акты, имеющие юридическую силу, за исключением актов, изменяющих или дополняющих институциональную основу соглашения.
10. Следует незамедлительно и в полном объеме информировать Европейский Парламент на всех этапах процедуры.
11. Государство-член ЕС, Европейский Парламент, Совет ЕС или Европейская Комиссия могут получать заключение Европейского Суда о соответствии предполагаемого соглашения Договорам. В случае отрицательного заключения Европейского Суда предполагаемое соглашение не может вступить в силу до тех пор, пока оно не будет изменено или пока Договоры не будут пересмотрены.
Статья 219
(бывшая Статья 111(1)-(3) и (5) TEC)
1. В порядке отступления от Статьи 218 Совет ЕС по рекомендации Европейского Центрального Банка либо по рекомендации Европейской Комиссии и после консультаций с Европейским Центральным Банком, пытаясь достичь консенсуса в целях обеспечения стабильности цен, может заключать официальные соглашения о системе валютных курсов для евро в отношении к валюте третьих стран. Совет ЕС действует единогласно после консультаций с Европейским Парламентом в порядке, предусмотренном в параграфе 3 настоящей Статьи.
Совет ЕС по рекомендации Европейского Центрального Банка либо по рекомендации Европейской Комиссии и после консультаций с Европейским Центральным Банком, пытаясь достичь консенсуса в целях обеспечения стабильности цен, может принимать, корректировать или отменять центральные курсы евро в системе валютных курсов. Председатель Совета ЕС информирует Европейский Парламент о принятии, корректировке или отмене центральных курсов евро.
2. В отсутствие системы валютных курсов в отношении одной или нескольких валют третьих стран, как указано в параграфе 1 настоящей Статьи, Совет по рекомендации Европейской Комиссии и после консультаций с Европейским Центральным Банком либо по рекомендации Европейского Центрального Банка может формулировать общие ориентиры политики валютных курсов в отношении к таким валютам. Указанные общие ориентиры не должны затрагивать первичной цели ЕСЦБ, а именно поддержания стабильности цен.
3. В порядке отступления от Статьи 218, если необходимо провести переговоры по соглашениям, касающимся режима денежного обращения или режима валютных операций, между Европейским Союзом и одним или несколькими третьими странами или международными организациями, Совет ЕС по рекомендации Европейской Комиссии и после консультаций с Европейским Центральным Банком определяет условия проведения переговоров и заключения таких соглашений. Указанные условия должны обеспечить выражение Европейским Союзом единой позиции. Европейская Комиссия в полной мере участвует в переговорах.
4. Без ущерба компетенции и соглашениям Европейского Союза в сфере экономического и валютного союза государства-члены ЕС могут проводить переговоры в международных органах и заключать международные соглашения.
Титул VI
Отношения Европейского Союза с международными организациями и третьими странами, делегации Европейского Союза
Статья 220
(бывшие Статьи 302-304 TEC)
1. Европейский Союз устанавливает любые формы сотрудничества с органами Организации Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями, с Советом Европы, с Организацией по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития.
Европейский Союз также поддерживает соответствующие отношения с другими международными организациями.
2. Имплементация настоящей Статьи возложена на Верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, а также на Европейскую Комиссию.
Статья 221
1. Делегации Европейского Союза в третьих странах и при международных организациях представляют Европейский Союз.
2. Делегации Европейского Союза подчиняются Верховному представителю Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности. Они действуют в тесном сотрудничестве с дипломатическими и консульскими миссиями государств-членов ЕС.
Титул VII
Оговорка о солидарности
Статья 222
1. Европейский Союз и государства-члены ЕС действуют совместно в духе солидарности, если одно из государств-членов ЕС подвергается террористической атаке либо становится жертвой катастрофы природного или техногенного характера. Европейский Союз мобилизует все имеющиеся в его распоряжении инструменты, в том числе военные средства, предоставленные ему государствами-членами ЕС, в целях:
(a) - предотвращения террористической угрозы на территории государств-членов ЕС;
- защиты демократических институтов и гражданского населения от возможной террористической атаки;
- содействия государству-члену ЕС на его территории по просьбе его государственных органов в случае террористической атаки;
(b) содействия государству-члену ЕС на его территории по просьбе его государственных органов в случае катастрофы природного или техногенного характера.
2. Если одно из государств-членов ЕС подверглось террористической атаке либо стало жертвой катастрофы природного или техногенного характера, то другие государства-члены ЕС оказывают ему содействие по просьбе его государственных органов. В указанных целях государства-члены ЕС координируют свои мероприятия в рамках Совета ЕС.
3. Механизмы имплементации Европейским Союзом оговорки о солидарности определяется решением, принимаемым Советом ЕС на основании совместного предложения Европейской Комиссии и Верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности. Если данное решение имеет последствия в сфере обороны, Совет ЕС действует в соответствии со Статьей 31(1) Договора о Европейском Союзе. Следует информировать Европейский Парламент.
В целях настоящего параграфа и без ущерба Статье 240 Совет ЕС действует при содействии Комитета по вопросам политики и безопасности при поддержке структур, разработанных в контексте общей политики безопасности и обороны, а также при содействии Комитета, указанного в Статье 71. Данные Комитеты, по необходимости, представляют совместные заключения.
4. Европейский Совет проводит регулярную оценку угроз, с которыми сталкивается Европейский Союз, чтобы Европейский Союз и государства-члены ЕС могли принять эффективные меры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.