Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей в дополнение к письму Минобрнауки России от 27 августа 2014 г. N 1807/67 о проведении в сентябре 2014 года месячника безопасности, направляет рекомендации по проведению 26 сентября 2014 года единого Всероссийского урока безопасности дорожного движения.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
Заместитель директора Департамента |
B.Л. Кабанов |
Рекомендации по организации и проведению единого Всероссийского урока безопасности дорожного движения
I. Обоснование проведения
Одним из важнейших направлений государственной демографической политики является сбережение жизни и здоровья юных граждан Российской Федерации, включая профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Важную роль в формировании скоординированной позиции государств в отношении вопросов совершенствования законодательной базы, разработки и реализации национальных программ по повышению безопасности дорожного движения, защищенности граждан от дорожно-транспортных происшествий и их последствий играет организация и проведение Международных конгрессов "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни".
Пятый международный Конгресс пройдет 25-26 сентября 2014 года в г. Санкт-Петербурге и будет посвящен проблемам обеспечения безопасности на дорогах молодого поколения, в том числе снижению показателей детского дорожно-транспортного травматизма, и выработке конкретных способов решения данных проблем с учетом фактора гражданской активности молодежи.
Уроки безопасности профилактической направленности направлены на обеспечение комплексного подхода в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с учетом индивидуального подхода к различным возрастным группам обучающихся.
Целью обучения детей безопасному участию в дорожном движении является сохранение жизни и здоровья детей на основе формирования осознанной позиции грамотного и ответственного участника дорожного движения.
Задачи обучения детей безопасному участию в дорожном движении:
- развитие собственной активной позиции ребенка по отношению к установлению для себя правил, которыми необходимо руководствоваться (на основе правил безопасного поведения на дороге) и их соблюдению;
- развитие воображения детей, их способности предвидеть, предвосхищать возможные события и их последствия на дороге (на основе анализа условий протекания событий, представлений о естественнонаучных свойствах и закономерностях) - в ответ на вопрос "Что будет, если...?";
- развитие регулятивных способностей и волевых качеств детей;
- развитие умственных и познавательных способностей детей (на основе освоения анализа, моделирования, наблюдения, пробующих и обследовательских действий, экспериментирования, измерений, логических рассуждений и др.);
- развитие рефлексивных способностей детей, представлений ребенка о самом себе (в частности, о здоровье и способах его сохранения/травматизме, при условии несоблюдения правил безопасного поведения на дороге, о собственных физических, личностных способностях и возможностях);
- развитие представлений о других людях, о наиболее уместных способах общения с ними в условиях дорожной ситуации.
Учитывая изложенное, Минобрнауки России в рамках месячника безопасности дорожного движения инициировало проведение единого Всероссийского урока безопасности дорожного движения. При проведении единого Всероссийского урока безопасности дорожного движения целесообразно использовать видеоматериалы Интернет-урока по изучению правил безопасного поведения на дороге, который прошел в мае 2014 года на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения "Центр образования N 1240", г. Москвы.
Видеоматериалы, размещенные на сайте Минобрнауки России, способствуют привлечению внимания обучающихся к проблеме безопасного поведения на дорогах и могут быть использованы при проведении профилактических мероприятий в различных формах (в рамках предметных дисциплин по информатике, обществознанию, классных часов, "круглых столов", турниров по компьютерным играм, практических занятий на автоплощадках и т.д.).
II. Цель и задачи единого Всероссийского урока безопасности и срок проведения
Цель урока: систематизация знаний детей по безопасному участию в дорожном движении, формирование умений и навыков применения Правил дорожного движения; воспитание культуры безопасного поведения на дороге.
Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать приобретению и закреплению знаний о правилах дорожной безопасности, необходимых для безопасного участия в дорожном движении.
Развивающие:
- развивать умение использовать знание Правил дорожного движения;
- развивать умение распознавать дорожные "ловушки";
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение жизни и здоровья.
Воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дороге;
- способствовать формированию общего уровня культуры безопасного поведения на дороге;
- формировать осознанное отношение к сохранению жизни и здоровья как к высшим ценностям.
Срок проведения: 26 сентября 2014 г. (желательно первым уроком).
III. Организация и проведение Всероссийского урока
Для организации и проведения единого Всероссийского урока безопасности дорожного движения предлагается использовать различные виды и формы занятий, соответствующие возрасту и интересам обучающихся:
1. Сюжетно-ролевая игра "Мы - юные пешеходы!"
Технология: сюжетно-ролевая игра.
Участники: воспитанники старшей, подготовительной группы детского сада, учащиеся начальной школы.
Организаторы: воспитатель детского сада, учитель ОБЖ, волонтеры, представители отряда юных инспекторов движения (далее - отряд ЮИД) (при наличии).
Место проведения: спортивный зал детского сада, школы, школьный автогородок, автоплощадка (при наличии).
Оборудование и инвентарь: веломобили, электромобили, самокаты, набор дорожных знаков, конусы для разметки, детские коляски, жезл регулировщика.
Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, средствах регулирования, дорожных знаках и различных видах транспорта.
Задачи:
1. Воспитывать в детях чувство ответственности, осознания последствий нарушения правил дорожного движения.
2. Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.
3. Закреплять значение дорожных знаков и сигналов светофора.
4. Учить детей пользоваться дорожной разметкой в рамках закрытого безопасного дорожного пространства, приближенного к реальности.
5. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
6. Учить детей быть внимательными, послушными.
7. Учить детей переходить дорогу только со взрослыми, в установленном месте.
8. Учить детей пользоваться детским автотранспортом, прививая навыки правильного передвижения, соблюдая дистанцию.
9. Прививать навыки культурного поведения на дороге водителей и пешеходов.
2. Практическое занятие "Фигурное вождение велосипеда"
Технология: практическое занятие.
Участники: учащиеся 5-6-х классов.
Организаторы: учитель физкультуры, отряд ЮИД (старшая группа) (при наличии).
Место проведения: спортивный зал, школьный автогородок, автоплощадка (при наличии).
Оборудование и инвентарь: велосипеды с ручным/ножным тормозом, велосипедные шлемы, экипировка (наколенники, налокотники), жилетки со светоотражателями (фликеры), конусы, фишки, кегли, желоб, ворота из гибких палок, стойки для переноски предмета, стойка с цепочкой на магните.
Цель: усвоение и закрепление знаний о правилах безопасного вождения велосипеда и передвижения в условиях города и загородной территории, ориентируясь в различных дорожных ситуациях.
Задачи:
1. Формировать у детей устойчивые знания о правилах вождения велосипеда, необходимости использования велосипедного шлема и правильной экипировки велосипедиста.
2. Закреплять правила движения велосипедистов на практике, в условиях закрытого автогородка.
3. Учить детей правильному передвижению в условиях города и загородной территории.
4. Формировать умение велосипедиста обозначить себя в темноте, применяя светоотражающие устройства (фликеры, нашивки).
5. Учить детей выполнять упражнения на велосипеде, формирующие навыки фигурного вождения, развивающие ловкость, выносливость, смелость, координацию движения, зоркость.
6. Развивать умение оценивать дорожную обстановку, выбирать правильные действия в той или иной дорожной ситуации.
3. Занятие по оказанию первой доврачебной помощи: "Школа Доктора Дорожкиной"
Технология: практическое занятие.
Участники: учащиеся 5-6-х классов.
Организаторы: учитель биологии, медицинский работник или волонтер.
Место проведения: спортивный зал, актовый зал, кабинет ОБЖ, школьный автогородок (при наличии).
Оборудование и инвентарь: велосипед, тренажер "Максим", перевязочные материалы, аптечка, коврик резиновый.
Цель: формирование устойчивых навыков оказания первой доврачебной помощи и транспортировки пострадавшего в ДТП.
Задачи:
1. Учить оказывать первую доврачебную помощь в случае ДТП с участием велосипедиста (при ушибах, переломах, порезах), организовывать транспортировку раненого, в зависимости от его травмы.
2. Познакомить учащихся с принципами оказания первой доврачебной помощи, формировать умение проверять состояние пострадавшего.
3. Научить алгоритму оказания сердечно-легочной реанимации пострадавшего на тренажере "Максим".
4. Учить оказывать посильную психологическую помощь, успокаивать пострадавшего.
5. Учить оказывать взаимопомощь в случае ДТП.
4. Интегрированный урок "ПДД в уроке математики"
Технология: ролевой урок-коллаж.
Участники: учащиеся начальной школы.
Организатор: учитель начальной школы.
Место проведения: классная комната, кабинет ОБЖ, кабинет по изучению ПДД.
Оборудование и инвентарь: методическая литература, учебники по предмету, интерактивная доска, ноутбук, презентационный материал по теме занятия, дорожные знаки по теме занятия, карандаши, альбомы, раздаточный материал по теме занятия.
Цели: закрепление знаний Правил дорожного движения и умения их применять, приводить примеры, опираясь на личный опыт, затрагивая творческую, исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Показать возможность использования знаний по ПДД в уроках, используя различные подходы и методы, помогающие более глубоко и основательно запомнить и уметь применять знания по ПДД.
2. Учить вычленять материал по ПДД из литературы.
3. Учить детей включать в учебный процесс исследовательскую деятельность в области знания ПДД.
4. Учить детей находить связь теории и практики ПДД в различных учебных предметах.
5. Учить детей приводить примеры по теме, опираясь на личный опыт, опыт родителей и окружающего их пространства.
6. Учить использовать элементы творчества в изучении ПДД (оригами, рисунок, аппликация и т.д.).
5. Творческое занятие "Социальная реклама - руками детей"
Технология: творческое занятие с использованием мультимедийных технологий.
Участники: учащиеся 5-7-х классов.
Организаторы: руководитель студии ИЗО, руководитель кружка ЮИД (при наличии).
Место проведения: кабинет мультимедиа.
Оборудование и инвентарь: бумага для рисования, фломастеры, восковые мелки, экран, ноутбук, диски с мультфильмами, оборудование для изготовления мультфильмов.
Цель: формирование устойчивых навыков и знаний по пропаганде культуры поведения на дороге и соблюдению Правил дорожного движение (ПДД) среди пешеходов и водителей посредством мультимедийных проектов.
Задачи:
1. Организовать коллектив учащихся для разработки и выполнения макетов, рисунков для мультимедийных проектов по ПДД.
2. Создавать и внедрять программы для детей и подростков, по агитации и пропаганде культуры поведения на дороге, соблюдения ПДД.
3. Учить разработке авторских сценариев для мультфильмов о безопасном поведении на дороге.
4. С помощью специалистов мультимедиа учить детей использовать технологии производства мультфильмов, создавать ролики по безопасности дорожного движения с использованием авторских разработок.
5. Продолжить работу над авторским проектом "Социальное проектирование".
6. Интерактивное занятие "Проезд перекрестков"
Технология: интерактивное занятие с использованием компьютерных технологий.
Участники: учащиеся 5-7-х классов.
Организаторы: учитель информатики, педагог ОБЖ, волонтеры.
Место проведения: компьютерный класс.
Оборудование и инвентарь: интерактивная доска, ноутбуки, диски с заданием, бланки с ответами на задание.
Цель: обучение детей основным правилам поведения на перекрестках, правилам движения транспорта и пешеходов, внимательности и культуре на дороге посредством использования игровых компьютерных технологий.
Задачи:
1. Учить детей разрабатывать модульные схемы передвижения автомобилей на дороге.
2. Закрепить знания дорожных знаков, жестов регулировщика, основные правила проезда перекрестков.
3. Развивать скорость мышления, сосредоточенность, быстроту реакции, внимательности.
4. Прививать навык вождения автомобиля в виртуальной реальности для дальнейшего и более глубокого изучения правил дорожного движения.
5. Через игру дети быстрее запомнят алгоритм проезда перекрестков, научатся быстро реагировать на любую нестандартную ситуацию на дороге, а значит принимать правильное решение в качестве водителя, велосипедиста или пешехода.
7. Спортивно-поучительная эстафета "Дети и родители - пешеходы и водители!"
Технология: спортивно-интеллектуальная эстафета.
Участники: учащиеся начальной школы, родители.
Организаторы: педагог-организатор, учитель физкультуры, волонтеры.
Место проведения: спортивный зал, спортивная площадка.
Оборудование и инвентарь: велосипеды, самокаты, кегли, конусы скамейки, дорожные знаки на стойках, магнитные доски, дорожные знаки на магнитах, медицинская аптечка, разноцветные мешки для прыжков, мячи, носилки, гимнастические палки.
Цель: привлечение детей вместе с родителями к изучению ПДД, закрепление уже известных правил дорожного движения, навыков безопасного поведения в дорожных ситуациях.
Задачи:
1. Пропагандировать безопасность дорожного движения.
2. Обучать детей вместе с родителями правильному выполнению правил безопасного поведения на дороге и соблюдению их в дальнейшем.
3. Привлекать детей и родителей к совместной разработке и осуществлению игровых спортивных программ.
4. Формировать у детей и их родителей через спортивно-интеллектуальные задания потребность к постоянному соблюдению ПДД как гаранту сохранения собственной жизни и жизни близких людей.
5. Прививать необходимость здорового и активного образа жизни.
8. Агитационное выступление агитбригады "Зебра" отряда ЮИД "Мы - юные пропагандисты!"
Технология: театрализованное агитационное выступление агитбригады
Участники: воспитанники старшей, подготовительной группы детского сада, учащиеся начальной школы.
Организаторы: руководитель отряда ЮИД, педагог-организатор, руководитель театральной студии, отряд ЮИД, волонтеры.
Место проведения: актовый зал.
Оборудование и инвентарь: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, микрофоны, ростовая кукла "Зебра", светофор, дорожные знаки, плакаты и т.д.
Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; повышение интереса к изучению Правил дорожного движения среди учащихся.
Задачи:
1. Формировать навыки безопасного поведения на дорогах.
2. Пропагандировать изучение и соблюдение ПДД как средства личной безопасности на дорогах.
3. Развивать коммуникативность, активность, целеустремленность, умение общаться с аудиторией.
4. Развивать творческие способности.
5. Формировать навыки агитационной работы с целью пропаганды культурного поведения водителей и пешеходов на дороге.
Целесообразно в ходе проведения единого Всероссийского урока безопасности дорожного движения широко использовать имеющиеся наглядные материалы, применять аудио- и видеозаписи, мультфильмы. Наиболее эффективным является проведение уроков в интерактивной форме с участием инспекторов ГИБДД, родителей, волонтеров, отрядов ЮИД.
Важно, чтобы работа по профилактике безопасности дорожного движения не ограничилась одним уроком, и чтобы в каждой образовательной организации сложилась целенаправленная система работы по формированию безопасного поведения детей на дорогах, как в качестве пешеходов и пассажиров, так и при управлении велосипедом, самокатом и другими средствами передвижения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны рекомендации по проведению единого Всероссийского урока безопасности дорожного движения. Он состоится 26 сентября 2014 г.
Так, целесообразно использовать видеоматериалы Интернет-урока по изучению правил безопасного поведения на дороге, который прошел в мае 2014 г. на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения "Центр образования N 1240", г. Москвы.
Предлагается использовать различные виды и формы занятий. Например, интерактивное занятие "Проезд перекрестков"; творческое занятие "Социальная реклама - руками детей", интегрированный урок "ПДД в уроке математики".
Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2014 г. N 07-2074 "О направлении рекомендаций"
Текст письма официально опубликован не был