Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2017 г. N 1439-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лаврова Никиты Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями части 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи А.И. Бойцова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Н.А. Лаврова, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.А. Лавров оспаривает конституционность положений части 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", согласно которым при увольнении с военной службы военнослужащего, проходившего ее по контракту, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере 2 000 000 рублей.

Как следует из материалов, представленных заявителем и дополнительно полученных Конституционным Судом Российской Федерации, 24 мая 2013 года Н.А. Лавров поступил на военную службу по призыву, а с 30 мая 2014 года проходил военную службу по контракту, заключенному на срок до 30 мая 2015 года. 6 августа 2014 года в результате избиения неизвестными лицами по пути домой заявитель получил телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы и сотрясения головного мозга. Согласно справке командира воинской части полученная Н.А. Лавровым травма связана с исполнением обязанностей военной службы. Заключением от 15 апреля 2015 года военно-врачебная комиссия определила причинную связь увечья Н.А. Лаврова с исполнением обязанностей военной службы с формулировкой "военная травма" и признала его ограниченно годным к военной службе (категория "В") на основании III графы пункта "б" статьи 14 раздела II "Расписание болезней" Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565).

20 мая 2015 года Н.А. Лавров был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

19 февраля 2016 года заявитель был признан инвалидом II группы вследствие военной травмы на срок до 1 марта 2017 года, а при очередном переосвидетельствовании 3 марта 2017 года указанная группа инвалидности вследствие военной травмы установлена ему до 1 апреля 2018 года.

Полагая, что его увольнение с военной службы по названному основанию, а также установление инвалидности вследствие военной травмы дают ему право на получение единовременного пособия, предусмотренного пунктом 1 части 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Н.А. Лавров обратился с соответствующими заявлениями в отдел военного комиссариата по Верх-Исетскому и Железнодорожному районам города Екатеринбурга, а также в АО "СОГАЗ" как организацию, осуществляющую выплату единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации на основании государственного контракта от 12 января 2015 года на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах. В выплате данного пособия ему было отказано.

Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 22 сентября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 января 2017 года, требования Н.А. Лаврова о признании его не годным к военной службе и выплате единовременного пособия были оставлены без удовлетворения.

По мнению заявителя, примененные судами общей юрисдикции в его деле положения части 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", выступающие специальной нормой по отношению к статье 1084 ГК Российской Федерации, позволяют не выплачивать единовременное пособие лицам, уволенным со службы по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годными к военной службе и не имеющим возможности ее продолжения, чем нарушают их права на охрану труда и здоровья, а потому вступают в противоречие со статьями 2, 7 (часть 2), 37 (части 3 и 4), 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации.

2. По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. На лиц, несущих такого рода службу, возложены конституционно значимые функции, что предполагает неукоснительное, в режиме жесткой военной дисциплины осуществление поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья. Этим предопределяется необходимость установления государством гарантий адекватного возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П и от 17 мая 2011 года N 8-П).

2.1. Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, а также вытекающую из статей 7 (часть 2), 39 (часть 1) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, обязательное государственное страхование жизни и здоровья указанных лиц, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, предназначение которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения материального и социального статуса военнослужащего, обеспечив уровень возмещения вреда, соразмерный денежному довольствию, которое он получал на момент увольнения с военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 18-П и от 17 мая 2011 года N 8-П).

Преследуя цель наиболее полно компенсировать военнослужащим, здоровью которых был причинен вред в связи с исполнением обязанностей военной службы, неблагоприятные материальные последствия, вызванные увольнением с военной службы, обусловленным невозможностью дальнейшего исполнения обязанностей военной службы, законодатель наряду с ежемесячными денежными выплатами, непосредственно направленными на восполнение утраченного денежного довольствия, предусмотрел для них также выплату единовременного пособия при увольнении в связи с признанием их не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы.

Выплата указанного единовременного пособия была предусмотрена пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", положения которого являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 17 мая 2011 года N 8-П, развивая правовые позиции, выраженные в Постановлении от 20 октября 2010 года N 18-П, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данное единовременное пособие, будучи направленным на возмещение вреда здоровью, представляет собой дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.

В процессе реформирования системы денежного довольствия военнослужащих такая мера социальной поддержки была сохранена. С 1 января 2012 года пункт 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан утратившим силу в связи со вступлением в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", частью 12 статьи 3 которого предусмотрена выплата единовременного пособия при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы. При этом размер указанного единовременного пособия определен в твердой сумме, а не в соотношении с размерами окладов военнослужащих, как это было предусмотрено пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Вместе с тем основания и условия выплаты единовременного пособия изменений не претерпели. Следовательно, не изменилась также его правовая природа и целевое предназначение как элемента публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.

2.2. Право на единовременное пособие в соответствии с частью 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" возникает у военнослужащего при наличии двух условий: признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе вследствие военной травмы и увольнения с военной службы по данному основанию. Порядок определения категории годности к военной службе устанавливается Положением о военно-врачебной экспертизе. Содержащиеся в приложении к названному Положению Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, включают в себя раздел II "Расписание болезней", в котором в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями, устанавливаются категории годности к военной службе. При этом учитываются результаты проведенного лечения, клинические прогнозы, вероятность восстановления способности исполнять обязанности военной службы, а также иные значимые обстоятельства, характеризующие степень годности к военной службе.

Исходя из этого гражданин может быть признан годным к военной службе без ограничений либо с незначительными ограничениями, а также ограниченно годным, временно не годным или не годным к военной службе.

При этом категория "Д" - "не годен к военной службе" устанавливается гражданам, имеющим заболевания, увечья со значительными или резко выраженными нарушениями функций органов и систем организма, быстро прогрессирующие, не поддающиеся или трудно поддающиеся лечению и приводящие к стойкой утрате способности исполнять обязанности военной службы.

В случае признания военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе он в обязательном порядке подлежит увольнению в отставку по состоянию здоровья без постановки на воинский учет и освобождается от исполнения воинской обязанности (пункт 4 статьи 23, пункт 2 и подпункт "а" пункта 3 статьи 50, подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Таким образом, обусловливая право военнослужащих, получивших военную травму, на единовременное пособие фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием не годными к военной службе, законодатель преследовал цель предоставить им дополнительную компенсацию вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением обязанностей военной службы, с учетом степени и характера такого вреда.

2.3. Наряду с признанием не годными к военной службе основанием для увольнения военнослужащих по состоянию здоровья является также признание их военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе. Категория "В" - "ограниченно годен к военной службе" предусматривает медленно прогрессирующие, не поддающиеся или трудно поддающиеся лечению заболевания, увечья с умеренным нарушением функций органов и систем, ограничивающие способность исполнять обязанности военной службы. Уволенные по данному основанию зачисляются в запас и подлежат воинскому учету (пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 10, пункт 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае признания их ограниченно годными к воинской службе имеют право на досрочное увольнение с военной службы, за исключением проходящих военную службу на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, в отношении которых с учетом уровня их образования и квалификации установлено иное регулирование, предполагающее обязательность их увольнения.

Тем самым, как полагает заявитель, военнослужащие, проходившие военную службу на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, получившие военную травму и признанные ограниченно годными к военной службе, при увольнении по данному основанию оказываются в таких же условиях, как и военнослужащие, признанные не годными к военной службе.

Однако, вопреки его утверждению, указанные лица не могут быть отнесены к одной категории военнослужащих - получателей возмещения вреда исходя из различий в степени вреда, причиненного их здоровью в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Принимая во внимание такого рода различия в характере оснований для возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, законодатель предоставил право на единовременное пособие, выступающее дополнительной социальной гарантией, только тем из них, которые были уволены с военной службы как признанные не годными к ней, притом что в рамках публично-правового механизма возмещения такого вреда всем гражданам, признанным инвалидами вследствие военной травмы, - независимо от того, на какой воинской должности они проходили военную службу и по какой категории была определена их годность к военной службе после получения при исполнении обязанностей военной службы ранения, контузии, увечья или заболевания, - назначаются пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", выплачиваются страховые суммы по нормам Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", а также устанавливаются ежемесячные денежные компенсации, предусмотренные частью 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Следовательно, установленная законодателем дифференциация объема возмещаемого вреда основана на объективных критериях и не может считаться произвольной, а закрепляющие ее (во взаимосвязи с вышеназванными нормами) положения части 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не лишают военнослужащих, проходивших военную службу на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, получивших военную травму и уволенных с военной службы в связи с признанием ограниченно годными к военной службе, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, посредством пенсионного обеспечения, выплаты страховых сумм и ежемесячных денежных компенсаций, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Разрешение же вопроса о распространении на указанную категорию инвалидов вследствие военной травмы права на единовременное пособие, предусмотренное частью 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", поскольку составляет дискрецию федерального законодателя, который в процессе совершенствования механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, вправе - учитывая финансово-экономические возможности государства и основываясь на принципах правового государства, справедливости, гуманизма, равенства - установить для военнослужащих, проходивших военную службу на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, получивших военную травму и уволенных с военной службы в связи с признанием ограниченно годными к военной службе, дополнительные социальные гарантии с учетом особенностей их правового статуса.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лаврова Никиты Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2017 г. N 1439-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лаврова Никиты Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями части 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"


Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)