Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 июня 2017 г. N 03-01-11/37290
Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение, благодарит за инициативу и внимание к законодательству Российской Федерации и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
О введении налога на курение табака и электронных сигарет
На основании пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, одним из которых является объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. То есть сам процесс курения не имеет четких количественных и физических характеристик (особенно при использовании электронных средств доставки никотина), исходя из которых, по истечении налогового периода может быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате.
На основании изложенного считаем, что администрирование предлагаемого налога не представляется возможным, в связи с чем предложение не поддерживается.
О повышении в десятки раз акциза на табачную продукцию, электронные сигареты и курительные смеси с целью снижения их доступности для детей и большей части населения
При установлении ставок акцизов на подакцизные товары учитывается необходимость решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, дорожных фондов, а также воздействие на уровень потребления табачной продукции.
Ставки акциза на табачную продукцию устанавливаются НК РФ в соответствии с основными направлениями налоговой политики, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, с учетом реально складывающейся экономической ситуации, а также интересов Российской Федерации как члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Кроме того, налоговая политика в части ставок акцизов на табачную продукцию определяется с учетом положений Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон).
Статьей 13 указанного Закона установлено, что в целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.
На основании изложенного предложение об увеличении ставки акциза на табачную продукцию с целью снижения ее доступности поддерживается, и в настоящее время реализуется с обоснованным определением уровня указанного увеличения.
Ставки акциза индексируются ежегодно опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции. В 2017 году по сравнению с 2007 годом минимальная ставка акциза на табачную продукцию выросла в 18 раз (с 115 рублей за 1000 штук до 2123 рублей за 1000 штук).
Вместе с тем, увеличение ставок акцизов на указанную продукцию в Российской Федерации ограничено угрозой создания экономически выгодных условий для роста нелегального оборота табачной продукции, в том числе связанных с различиями в уровне ставок акцизов, действующих в приграничных государствах - членах ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия).
Одним из направлений борьбы с нелегальным ввозом в Российскую Федерацию табачной продукции является сближение ставок акцизов в государствах - членах ЕАЭС.
В этой связи, с целью гармонизации ставок акцизов на указанную продукцию в рамках ЕАЭС, разработан проект соглашения о единых принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов ЕАЭС.
В настоящее время проект соглашения готовится для внутригосударственного согласования.
Заместитель директора Департамента налоговой и |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Не планируется вводить налог на курение табака и электронных сигарет.
При этом Минфин России поддерживает предложение об увеличении ставки акциза на табачную продукцию с целью снижения ее доступности.
Ставки акциза индексируются ежегодно опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции. В 2017 г. по сравнению с 2007 г. минимальная ставка акциза на табачную продукцию выросла в 18 раз (со 115 руб. до 2 123 руб. за 1 000 шт.).
Вместе с тем увеличение ставок акцизов ограничено угрозой создания экономически выгодных условий для роста нелегального оборота табачной продукции.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 июня 2017 г. N 03-01-11/37290
Текст письма официально опубликован не был