Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2017 г. N 03-04-05/43871
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения по вопросам применения положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 60 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению доходы (за исключением денежных средств) в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), имеющим право на получение таких доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) налогоплательщиком, указанным в пункте 60 статьи 217 Кодекса, при одновременном соблюдении следующих условий:
налогоплательщик представил в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) и приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидируемой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) на дату получения имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации;
процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) завершена до 1 января 2018 года (с учетом особенностей, установленных абзацами четвертым и пятым пункта 60 статьи 217 Кодекса).
Таким образом, доходы налогоплательщика в виде стоимости имущества, полученного при ликвидации контролируемой иностранной компании, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц при одновременном соблюдении условий, установленных пунктом 60 статьи 217 Кодекса.
При этом отмечаем следующее.
В случае, если в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства имущество получено налогоплательщиком при ликвидации контролируемой иностранной компании после завершения процедуры ликвидации, полагаем, что в целях применения пункта 60 статьи 217 Кодекса налогоплательщик вправе предоставить сведения о стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации на момент завершения ликвидации.
В случае, если налогоплательщиком, являющимся контролирующим лицом ликвидируемой иностранной организации, имущество такой ликвидируемой иностранной организации получено от третьих лиц, пункт 60 статьи 217 Кодекса в целях освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде стоимости полученного имущества не применяется.
При этом пункт 60 статьи 217 Кодекса применяется также при ликвидации иностранного юридического лица, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале.
Пункт 60 статьи 217 Кодекса не содержит специального требования о представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц документов, подтверждающих наличие контроля над контролируемой иностранной компанией в целях применения указанной нормы.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 88 Кодекса установлено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Кроме того, в соответствии с подпунктом 9 пункта 6 статьи 25.14 Кодекса в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях указывается описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В НК РФ закреплены условия, при соблюдении которых доходы налогоплательщика в виде стоимости имущества, полученного при ликвидации контролируемой иностранной компании, освобождаются от обложения НДФЛ.
Если в соответствии с законодательством иностранного государства имущество получено при ликвидации контролируемой иностранной компании после завершения процедуры ликвидации, то налогоплательщик вправе предоставить сведения о стоимости имущества по данным учета ликвидируемой организации на момент завершения ликвидации.
Если имущество получено от третьих лиц, то освобождение не применяется.
НК РФ не содержит специального требования о предоставлении в налоговый орган одновременно с декларацией документов, подтверждающих наличие контроля над контролируемой иностранной компанией.
Однако если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями либо выявлены несоответствия, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием предоставить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.
В уведомлении о контролируемых иностранных компаниях указывается описание оснований для признания контролирующим лицом.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2017 г. N 03-04-05/43871
Текст письма официально опубликован не был