Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике (утв. решением Комитета ГД по энергетике от 14 июля 2017 г. N 3.25-5/33) по проекту федерального закона N 187920-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов" (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
(утв. решением Комитета ГД по энергетике от 14 июля 2017 г. N 3.25-5/33)
по проекту федерального закона N 187920-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов"

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 187920-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроект разработан Правительством Российской Федерации во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2347ГС в части абзаца второго подпункта "а" пункта 1 (далее - N Пр-2347ГС) по итогам совместного заседания президиума Государственного совета и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 12 ноября 2016 г.

В связи с этим Правительству Российской Федерации поручено внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие сокращение сроков и снижение стоимости услуг на оформление линейных объектов и объектов, необходимых для работ, связанных с использованием недр, на условиях публичного сервитута.

Законопроект разработан также во исполнение 2-го этапа пункта 41 раздела II "План мероприятий" ("дорожной карты") "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1144-р (далее - план мероприятий), и пункта 23 раздела IV плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 1336-р.

Исходя из этого, Правительству Российской Федерации поручено на законодательном уровне установить особенности планирования размещения, оформления земельно-имущественных отношений в целях строительства, реконструкции линейных объектов инженерной инфраструктуры в зависимости от их назначения и типа (вида), в том числе: отмена необходимости получения разрешения на строительство для отдельных типов (видов) линейных объектов инженерной инфраструктуры;

совершенствование порядка установления сервитутов для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры общего пользования, включая:

определение критериев, исходя из которых размещение таких линейных объектов может относиться к государственным (муниципальным) нуждам;

определение порядка принятия решения органами государственной власти и органами местного самоуправления об установлении сервитута, порядка определения размера убытков, связанных с установлением сервитута, и порядка их возмещения;

введение правила о том, что зона действия сервитута для государственных (муниципальных) нужд, связанных с размещением линейных объектов инженерной инфраструктуры, должна совпадать с охранной зоной такого объекта; введение возможности размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры в границах территорий общего пользования (главным образом улично-дорожной сети) на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления (без предоставления земельных участков и установления сервитута) независимо от необходимости получения разрешения для строительства таких объектов.

Рассматриваемым законопроектом предлагается внесение изменений в 13 законодательных актов, включая Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также в отдельные нормативные акты в сфере градостроительства и землеустройства, имеющие целью упрощение строительства линейных объектов.

В связи с этим Комитет в части вопросов своего ведения считает необходимым отметить следующее.

Необходимость совершенствования российского законодательства обусловлена проблемами оформления земельно-правовых отношений при строительстве линейных объектов. В настоящее время срок оформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для размещения линейных объектов, составляет около одного года. В тоже время, согласно пояснительной записке к законопроекту действующие нормативные правовые акты обязывают сетевые и газораспределительные организации, которые размещают линейные объекты, проводить строительство (реконструкцию) объектов для технологического присоединения объектов потребителей в срок до четырёх месяцев. Такой же срок содержится в проектах постановлений Правительства Российской Федерации, определяющих условия подключения к сетям водоснабжения, газоснабжения и водоотведения. Из них строительные работы занимают не более двух месяцев.

Для решения существующих проблем законопроектом предлагается установить возможность размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута.

Значительную часть линейных объектов (кроме автомобильных и железных дорог) можно разместить на земельном участке, не прерывая текущую хозяйственную деятельность на нём, а значит, нет необходимости образовывать соответствующие земельные участки, прекращать права на них у прежних правообладателей, достаточно установить ограничение прав, позволяющее разместить линейный объект. Однако при этом на законодательном уровне должны быть защищены интересы стороны, обременённой публичным сервитутом.

Законопроектом, в частности, предлагается в статье 23 ЗК РФ (пункт 3 статьи 2 законопроекта) определить основания для установления публичного сервитута, соответствующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, правила формирования правоотношений между правообладателем земельного участка и лицом, по ходатайству которого устанавливается публичный сервитут.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 законопроекта ЗК РФ дополнен новой главой V.7, в которой установлены порядок и условия установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования, порядок установления платы за такой сервитут. В статье 39.37 главы V.7 определено, что публичный сервитут устанавливается в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в том числе в следующих целях:

- строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных, канализационных сетей, линий и сооружений связи, в том числе антенно-мачтовых сооружений, линейных объектов системы газоснабжения, иных трубопроводов, а также их принадлежностей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения либо необходимы для оказания услуг электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и (или) водоотведения на основании публичных договоров, либо переносятся вследствие изъятия земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - публичный сервитут для размещения сооружений);

- складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) организация стоянки строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок таких строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта;

- проведения работ, связанных с пользованием недрами, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов.

Далее, в статье 39.38 определены органы государственной власти или органы местного самоуправления, принимающие решение об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель.

Таким образом, в законопроекте предлагается перейти к новой разновидности публичного сервитута, обеспечивающего общественно значимую (публичную) деятельность юридического лица.

По мнению разработчиков законопроекта, вносимые изменения позволят сократить материальные и временные издержки по оформлению прав на земельные участки с целью строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов.

При этом будет обеспечено соблюдение баланса частных и публичных интересов при установлении публичного сервитута. Так, в соответствии с частями 10-12 статьи 23 ЗК РФ в редакции пункта 3 статьи 2 законопроекта правообладатель земельного участка сохранит все способы защиты своего права на землю: требование платы за установление сервитута на основании рыночной оценки и возмещения убытков, возможность судебного оспаривания, а также в соответствии с пункта 16 статьи 39.44 ЗК РФ (в пункте 16 статьи 2 законопроекта) требование выкупа земельного участка в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка в соответствии с разрешённым использованием.

Законопроектом предусматриваются ограничения по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства.

Предлагаемый подход не исключает применение всех имеющихся в законодательстве способов информирования населения в целом и конкретных правообладателей земельных участков о будущем размещении на определённых территориях тех или иных объектов. Так, в частности, в настоящее время линейные объекты государственного и муниципального значения отображаются в документах территориального планирования поселений и городских округов (статья 23 Градостроительного кодекса), которые подлежат обсуждению на публичных слушаниях (статья 28 Градостроительного кодекса).

Кроме того, строительство линейных объектов будет вестись в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, которая также, как правило, подлежит обсуждению на публичных слушаниях (статья 46 Градостроительного кодекса).

Оформление прав на земельные участки позволит снизить издержки линейных компаний, сдержать рост их тарифов, увеличить деловую активность (в связи со значительным упрощением и удешевлением технического подключения).

В целом положительно оценивая внесенный законопроект, вместе с тем Комитет в части вопросов своего ведения и с учетом результатов экспертизы законопроекта членами Экспертного совета при Комитете, считает необходимым отметить следующее.

1. Согласно пункту 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ в редакции подпункта "а" пункта 8 статьи 2 законопроекта предусмотрен запрет на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для организаций, осуществивших ранее создание зданий и сооружений и ввод их в эксплуатацию на таких земельных участках, на основании сервитута, публичного сервитута, либо на основании порядка, предусмотренного для отдельных объектов Правительством Российской Федерации.

Предлагается указанный пункт 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ в редакции пункта 8 статьи 2 законопроекта изложить в следующей редакции:

"1.1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, размещенных на таких земельных участках в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.".

2. По мнению специалистов, закрепленные в статье 39.37 в редакции части 16 статьи 2 законопроекта перечни объектов, которые могут быть размещены на условиях публичного сервитута, необоснованно ограничены.

В частности, применительно к объектам нефтегазовой компании упрощенные процедуры, предусмотренные законопроектом, не могут быть использованы в силу требований, устанавливаемых в пунктах 1 и 6 проектируемой статьи 39.37 ЗК РФ в редакции пункта 16 статьи 2 законопроекта. Так, пунктом 6 в целом исключена разведка и добыча полезных ископаемых, а в пункте 1 в отношении линейных объектов установлено ограничение в виде необходимости их соответствия критериям объектов федерального, регионального или местного значения, которые в свою очередь определены в пунктах 18-20 статьи 1 ГрК РФ (необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления соответственно).

Кроме того, для бурения скважин в соответствии с нормами отвода для строительства глубоких нефтяных и газовых скважин требуется образование земельного участка размером от 1,6 до 3,5 гектара. В зависимости от результата бурения скважина переводится в режим эксплуатации, консервации или ликвидации. При этом для эксплуатации скважины требуется участок размером до 0,36 га, а для консервации - не более 0,004 га.

В связи с этим очевидно, что размещение подобного рода объектов, к примеру, на лесных участках, площадь которых составляет тысячи га, ни коим образом не препятствует использованию земельных участков по основному целевому назначению.

Таким образом, линейные объекты компаний-недропользователей не могут быть размещены с использованием преимуществ, предоставляемых законопроектом.

Между тем, стоит отметить, что все обозначенные в пояснительной записке проблемы и задачи, на решение которых направлен законопроект, абсолютно справедливы по отношению к линейным объектам, оказывающим не менее существенное влияние на социально-экономическое развитие ряда муниципальных районов, субъектов Российской Федерации и в целом Российской Федерации, чем отдельные объекты, которые подпадают под соответствующие критерии, устанавливаемые законопроектом.

Таким образом, представляется, что нарушается единообразие и последовательность при решении поставленной в упомянутом поручении Президента Российской Федерации N Пр-2347ГС задачи, в результате чего отдельные хозяйствующие субъекты могут оказаться в неравных экономических условиях, когда одна компания имеет возможность значительно сократить материальные и временные издержки по оформлению прав на земельные участки с целью строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, а другая такой возможности будет лишена.

С учетом вышеизложенного, Комитет предлагает рассмотреть возможность дополнительного изучения целесообразности устранения излишнего ограничения перечня линейных объектов, которые могут быть размещены на условиях публичного сервитута, путем исключения требования о необходимости их соответствия критериям объектов федерального, регионального или местного значения либо распространения действия положений законопроекта на отдельные объекты, связанные с разведкой и добычей углеводородного сырья.

В статьях 3-5, 7 законопроекта определена возможность установления публичного сервитута для целей недропользования, при этом ходатайство об установлении публичного сервитута вправе подать только пользователь недр. В рассматриваемом случае инвестор и застройщик объектов недропользования лишается права на публичный сервитут, поскольку лицензии на пользование недрами, как правило, оформляются на его добычные дочерние общества. При отсутствии прав на земельные участки возникают проблемы при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, построенные за счет Общества для разработки месторождений.

Существенной проблемой является и то, что в настоящее время основные месторождения, на которых осуществляется недропользование, располагаются на землях лесного фонда. При этом большинство месторождений располагаются на государственных или муниципальных землях, не предоставленных третьим лицам.

В отношении земель лесного фонда возникают проблемы в связи с наличием множественного пересечения границ лесных участков, как между лесными, так и со смежными участками иных категорий. По общему правилу для образования новых участков, в том числе для целей недропользования необходимо устранять пересечения, что является очень сложной и длительной процедурой. В то же время в таких случаях может быть установлен публичный сервитут.

3. В пункте 1 статьи 39.37 ЗК РФ в редакции пункта 16 статьи 2 законопроекта определены цели, для которых допускается установление публичного сервитута при переносе сооружений, в частности: "... либо переносятся вследствие изъятия земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд".

Вместе с тем, большинство случаев переноса сооружений из зоны размещения объекта федерального значения не сопровождаются необходимостью изъятия земельных участков (например, линии электропередач, трубопроводы, линии связи, находящиеся на земельных участках государственной собственности).

Таким образом, положения законопроекта не позволяют обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в случае переноса сооружений из зоны планируемого размещения линейных объектов (а также иных объектов государственного или муниципального значения), на территории, не обременённой правами третьих лиц.

Учитывая изложенное, предлагается пункт 1 статьи 39.37 ЗК РФ дополнить следующей фразой: "либо переносятся из зоны планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения в соответствии с утвержденной документации по планировке территории.".

4. Следует отметить также, что законопроект исключает возможность установления публичного сервитута для размещения и эксплуатации линейных объектов железнодорожного транспорта, регламентируя лишь отношения, возникающие при пересечении железнодорожных и автомобильных дорог (пункт 4 статьи 39.37 ЗК РФ).

Комитет считает целесообразным распространить действие предлагаемых норм и на ситуации проектирования строительства (реконструкции, ремонта, эксплуатации) линейных железнодорожных объектов. Целесообразно также предусмотреть в законодательстве обязанность по соблюдению требований безопасности железнодорожного транспорта при установлении сервитута (публичного сервитута) в полосе отвода железных дорог.

5. Там же, в пункте 2 статьи 39.37 приведены цели установления публичного сервитута ("складирование строительных и иных материалов, ..."). При этом статьей 39.38 не предусмотрен Орган, принимающий решение об установлении сервитута в данном случае. В связи с изложенным, предлагается определить Орган, принимающий решение об установлении публичного сервитута для целей подпункта 2 статьи 39.37, заменив в подпунктах 4 и 5 статьи 39.38 слова "в подпунктах 1-3" на слова "в подпунктах 1, 3".

6. Законопроектом предусматриваются обязательные требования к минимальному сроку, на который устанавливается публичный сервитут для эксплуатации сооружений.

В частности, из содержания пунктов 18 и 19 статьи 39.41 ЗК РФ в редакции пункта 16 статьи 2 законопроекта, следует, что вне зависимости от фактических потребностей в установлении публичного сервитута для целей эксплуатации сооружения в случае обращения за установлением публичного сервитут для его строительства или реконструкции, такой сервитут будет "автоматически" установлен и для целей эксплуатации данного объекта на срок не менее 10 лет.

Такое изменение представляется избыточным, поскольку при эксплуатации ряда объектов единого хозяйства может не потребоваться установление публичного сервитута, в частности, в статье 39.33 ЗК РФ, согласно которой установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Таким образом, наличие такого требования приведет к необоснованным расходам инфраструктурных организаций, поскольку потребуется внесение платы за весь указанный период времени для установления публичного сервитута.

Принимая во внимание тот факт, что расходы на оплату сервитута будут относиться к эксплуатационным и включаться в тарифы организаций, в отношении которых осуществляется тарифное регулирование, такая оплата, при отсутствии фактической необходимости в ней, создаст дополнительную финансовую нагрузку на потребителей услуг по передаче электрической энергии.

С учетом вышеизложенного, представляется необходимым исключить из законопроекта требования к минимальным срокам установления публичного сервитута для целей эксплуатации, оставив данный вопрос на усмотрение лиц, обратившихся за его установлением, что позволит максимально оптимизировать применение механизма публичного сервитута при эксплуатации различных видов сооружений:

пункт 18 проектируемой статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

"18. В случае если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции или капитального и текущего ремонта сооружения, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, публичный сервитут устанавливается также в целях эксплуатации указанного сооружения.".

- подпункт "1" пункта 1 проектируемой статьи 39.41 ЗК РФ изложить в следующей редакции:

"1) не более сорока девяти лет в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса;".

Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность установления "твердого размера платы" в рублях за сервитут на государственных и муниципальных землях, не привязывая его к кадастровой стоимости, поскольку такая привязка влечет дополнительные расходы на администрирование платы. Размер такой "твердой" платы не должен превышать стоимости администрирования (сбора) такого платежа и должен составлять не более одной тысячи рублей один за земельный участок.

7. В соответствии со статьей 39.41 ЗК РФ в редакции пункта 16 статьи 2 законопроекта для целей определения платы за публичный сервитут, которым обременяются земельные участки, находящиеся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные гражданам или юридическим лицам, должна быть проведена оценка в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

При этом положения указанного Федерального закона не позволяют использовать его для целей определения платы за публичный сервитут. В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности цель такой деятельности заключается в определении в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Рыночная стоимость при этом подразумевает наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией,

Принимая во внимание специфику института публичного сервитута, которая заключается в том, что его установление - акт государственного властного воздействия на правообладателя, очевидно, что определить рыночную стоимость предоставляемых на основании такого сервитута прав будет невозможно, либо для такого определения придется использовать несопоставимые по природе и содержанию права аренды, что существенно увеличит стоимость публичного сервитута.

В связи с этим, имея в виду, что публичный сервитут устанавливается с целью обеспечения общественных потребностей в создании и функционировании общедоступной инфраструктуры, необходимо предусмотреть единообразное государственное регулирование платы за такой сервитут, вне зависимости от вида собственности на обременяемые земельные участки и наличия прав на них у третьих лиц. Кроме того, необходимо определить порядок ограничения размера платы за установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или аренде физических и юридических лиц, аналогично размеру платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Проектом также предусматривается необходимость внесения платы за сервитут, установленный в отношении государственных или муниципальных земель разовым платежом за весь период действия такого сервитута. При этом не учтено, что публичный сервитут может устанавливаться на длительный срок и такая оплата будет серьезной финансовой нагрузкой для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которую невозможно будет учесть в тарифах при действующих ограничениях на их рост. В связи с чем в проектируемой статье 39.43 ЗК РФ предлагается:

- в пункте 2 предложение "При этом размер платы за публичный сервитут, устанавливаемый на срок три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом." удалить;

- пункт 3 удалить полностью.

8. Предлагается предусмотреть в законопроекте норму о запрете на установление и взимание платы, в случае, если сооружение необходимо для подключения (присоединения) к объектам сетевой инфраструктуры устройств, принадлежащих самому землепользователю. Кроме того, предлагается предусмотреть возможность установления публичного сервитута без взимания оплаты в случае, если установление публичного сервитута не затрагивает прав землепользователя, либо повышает стоимость принадлежащего ему земельного участка.

9. Определить в законопроекте, что плата за публичный сервитут не устанавливается и не взимается как по частным, так и по публичным землям, если публичный сервитут установлен для обслуживания объекта, для строительства или реконструкции которого ранее был установлен публичный сервитут.

10. Законопроект оставляет неурегулированным вопрос установления публичного сервитута для целей создания возможности общественного доступа к водным объектам (береговой линии) в случаях, когда такой доступ ограничен ввиду наличия частной собственности на земельные участки, находящиеся по периметру водного объекта.

11. Законопроект предусматривает обязанность оформления публичного сервитута до 1 января 2022 года, в отношении объектов, право собственность на которые возникло до 1 января 2018 года (пункт 4 проектируемой статьи 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции статьи 3 законопроекта).

В целях выполнения предложенной нормы компании нефтегазовой и энергетической отраслей будут вынуждены понести значительные затраты на выполнение работ по межеванию.

Реализация данных затрат может нанести не только финансовый ущерб сетевому комплексу (при финансировании из нетарифных источников), но и повлиять на параметры надежности электроснабжения (особенно в части сетевых компаний с прогнозным убытком от реализации положений закона).

В связи с изложенным предлагается пункт 4 проектируемой статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции стать 3 законопроекта удалить.

12. Требует дополнительного обсуждения и доработки пункт 4 проектируемой статьи 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции статьи 3 законопроекта в части наделения юридических лиц правом, взамен установленной обязанности, на оформление публичного сервитута на земельные участки, занятые сооружениями, право собственности или хозяйственного ведения на которые у таких лиц возникло до 01.01.2018, в случае, если такие объекты в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельных участках на условиях публичного сервитута (пункт 4 проектируемой статьи 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

13. Предлагается законопроект дополнить нормой о разграничении случаев применения публичного сервитута, разрешения на использования земельных участков и частных сервитутов. Кроме того, для ускорения строительства линейных объектов целесообразно предусмотреть возможность сокращенного срока.

14. Предлагается в законопроекте установить особое наименование для публичных сервитутов, используемых публичными компаниями во избежание путаницы, например: "коммунальный" или "инфраструктурный".

15. Предлагается в законопроекте однозначно определить, что обладатель публичного сервитута вправе осуществлять проектирование, строительство и эксплуатацию необходимых линейных объектов на основании решения об установлении публичного сервитута.

16. Предлагается уточнить наименование законопроекта, указав, что им вносится изменения в ЗК РФ, а также иные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов.

17. С целью соблюдения прав собственников линейных объектов в процессе их эксплуатации полагаем целесообразным везде по тексту законопроекта заменить "капитальный ремонт" на "капитальный и текущий ремонт" в соответствующем падеже.

18. Во избежание противоречий между положениями законопроекта и действующим законодательством, регулирующим порядок и случаи регистрации сервитутов, предлагается пункт 13 статьи 23 ЗК РФ изложить в следующей редакции:

"13. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Сервитут, устанавливаемый на срок до 3 лет, не подлежит государственной регистрации. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.".

19. Предлагается изложить пункты 1), 3) и 4) проектируемой статьи 39.37 ЗК РФ изложить в следующей редакции:

"1) строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт и (или) эксплуатация объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных, канализационных сетей, линий и сооружений связи, в том числе антенно-мачтовых сооружений, линейных объектов системы газоснабжения, иных трубопроводов, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения либо необходимы для оказания услуг электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и (или) водоотведения на основании публичных договоров, либо переносятся вследствие изъятия земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - публичный сервитут для размещения сооружений);".

"3) устройство пересечений автомобильной дороги или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования либо с иными линейными объектами федерального, регионального или местного значения на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог;".

"4) устройство пересечений автомобильной дороги или железнодорожных путей с автомобильной дорогой или примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге либо с иными линейными объектами федерального, регионального или местного значения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;".

20. Дополнительно предлагается определить в законопроекте возможность установления сервитута без проведения процедуры кадастрового учета указанного обременения земельного участка для размещения объектов, не требующих получения разрешения на строительство, а также в отношении земельных участков малой площади, занимаемых наземными элементами линейных объектов.

Комитет отмечает также, что дополнительные риски создает тот факт, что на момент рассмотрения законопроекта отсутствуют проекты подзаконных актов, регулирующих порядок определения размера платы за сервитут и возмещения убытков частным собственникам, а также не утверждены типовые формы документов об установлении сервитута (соглашение, решение и другие), что может оказать существенное влияние на финансовые и иные обязательства, которые возникнут у сетевых компаний после вступление в действия законопроекта.

По мнению Комитета, законопроект нуждается в дополнительном анализе и проработке с учетом проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в его развитие. В частности, необходимо учитывать требования к точности описания границ публичного сервитута, поскольку избыточные требования повлекут рост затрат на оформление публичного сервитута. Также перед принятием законопроекта во втором чтении необходимо проанализировать проект стандарта оценки, определяющего требования к оценке размера платы за публичный сервитут.

В связи с изложенным, Комитет считает целесообразным обратиться в Комитет Государственный Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям с просьбой создать рабочую группу по доработке настоящего законопроекта с привлечением в состав ее участников заинтересованных организаций, а также министерств и ведомств.

С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 187920-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов" при условии его доработки вышеназванной рабочей группой при подготовке законопроекта ко второму чтению с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении.

 

Председатель Комитета

П.Н. Завальный

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.