Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) рассмотрено заявление АО "Энергоинвест" (далее - Заявитель) от 26.01.2017 N 45 (вх. от 26.01.2017 N 11929/17) об отмене в части приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26.12.2016 N 478-ТР "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2017 год".
По результатам рассмотрения заявления, представленных материалов и объяснений ФАС России было установлено следующее.
Основные виды деятельности АО "Энергоинвест" - оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям на территории г. Москвы.
В отношении АО "Энергоинвест" с 2014 года регулирование осуществлялось с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Долгосрочные параметры регулирования были определены на период до 2016 года.
В 2015 году в связи с несоответствием организации Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии ТСО), тарифы с 01.01.2016 Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент) не были установлены в отношении данной сетевой организации.
При повторном представлении материалов для установления тарифов на 2016 год, Департаментом было установлено, что регулируемая организация соответствует Критериям ТСО и приказом Департамента от 31.10.2016 N 144-ТР с 01.11.2016 для АО "Энергоинвест" были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии на 2016 год с применением метода экономически обоснованных расходов.
При установлении тарифов на 2017 год, в отношении Заявителя был осуществлен переход на долгосрочные параметры регулирования с применением метода долгосрочной индексации НВВ, при этом 2017 год был признан первым годом долгосрочного периода регулирования.
При этом, согласно официальной позиции ФАС России (письмо от 09.03.2016 N ВК/15872/16) в соответствии с п. 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила), основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям ТСО.
Согласно п. 12 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) с приложением обосновывающих материалов.
В соответствии с п. 22 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
При этом, согласно пп. 8 п. 23 Правил экспертные заключения должны содержать также анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно п. 30 (1) Правил, регулирующий орган ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, принимает решение и опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования.
В соответствии с действующим законодательством внесение изменений в принятое решение, опубликованное на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет, не предусмотрено.
Вместе с тем, ограничения, установленные п. 30 (1) Правил, не распространяются на организации, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, и не являются основанием для отказа в принятии к рассмотрению заявления по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, при условии соответствия сетевой организации Критериям ТСО. При этом, к организациям, ранее не регулируемым, также относятся территориальные сетевые организации, в отношении которых прекращалось государственное регулирование тарифов по причине несоответствия Критериям ТСО.
Следовательно, если на момент опубликования информации, требуемой п. 30 (1) Правил, организация признана не соответствующей Критериям ТСО, то в отношении данной организации в последующем - применяется порядок рассмотрения заявлений на установление тарифов как для организации, впервые вышедшей на регулирование.
Таким образом при установлении долгосрочных параметров регулирования на 2017 год регулирование в отношении Заявителя должно осуществляться, как для организации в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).
При этом в соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 14.02.2016 N ВК/8972/17 допускается производить учет результатов деятельности регулируемой организации за период действия ранее установленных тарифов, если период, в течение которого в отношении такой организации государственное регулирование цен (тарифов) не осуществлялось, составляет менее периода регулирования. В данном случае, АО "Энергоинвест" не осуществлял деятельность менее года, что меньше периода регулирования.
Также ФАС России сообщает, что Основами ценообразования в сфере электроэнергетики утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 не предусмотрено, что положения пункта 7 не применяются в случае, если организация имела перерыв в осуществлении регулируемой деятельности. Также абзацем 2 пункта 39 Основ ценообразования не определены причины, по которым произошла смена метода регулирования. В связи с этим, указанная в заявлении АО "Энергоинвест" позиция о том, что положениями абзаца 2 пункта 39 Основ ценообразования корректировка предусмотрена только при переходе с метода инвестированного капитала на метод долгосрочной индексации НВВ и наоборот, не обоснована.
При регулировании АО "Энергоинвест" на 2017 год в распоряжении Департамента находились, в том числе, бухгалтерская отчетность, оборотно-сальдовые ведомости, акты об оказании услуг и прочие документы за 2015 год, а также экспертное заключение на 2016 год, где отражен анализ деятельности организации за 2015 год. Кроме того, рассматривались протоколы заседания правления РЭК Москвы, опубликованные на официальном сайте Департамента, и информация, подлежащая раскрытию организацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии".
По результатам рассмотрения имеющейся информации за 2015 год, выявлены экономически необоснованные расходы и в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, произведена корректировка НВВ на сумму (-) 80,31 млн руб. Департаментом в соответствии с полномочиями, предусмотренными постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, приняты меры по исключению данных расходов в соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства в области электроэнергетики.
При этом отмечаем, что неисполнение требований Основ ценообразования по корректировке НВВ привело бы к необоснованному завышению тарифов на электрическую энергию для потребителей.
В соответствии с пунктом 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области электроэнергетики возможна только в случае принятия такого решения с нарушением законодательства Российской Федерации.
В связи с отсутствием признаков нарушения законодательства Российской Федерации со стороны Департамента экономической политики и развития города Москвы, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений и городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, учитывая решение Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) N 1 от 22.05.2017, приказываю:
1. В удовлетворении заявленных требований АО "Энергоинвест" (далее - Заявитель) от 26.01.2017 N 45 об отмене в части приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26.12.2016 N 478-ТР "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2017 год", отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 8 июня 2017 г. N 762/17 "Об отсутствии оснований для отмены приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26.12.2016 N 478-ТР "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2017 год"
Текст приказа официально опубликован не был