Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела заявление ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - ОАО "ЮТЭК - Региональные сети", Заявитель) от 02.02.2017 N 01-04/1070 об отмене приказа Департамента тарифного регулирования Томской области (далее - Департамент) от 02.12.2016 N 6-585 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (транзит) для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2017 год".
Рассмотрев вышеуказанное заявление ФАС России сообщает следующее.
ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Смежной сетевой организацией по отношению к Заявителю является Общество с ограниченной ответственностью "Энергонефть Томск" (далее - "ООО "Энергонефть Томск"). Вышеуказанная организация имеет технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства Заявителя на территории Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при этом имеет собственные объекты сетевого хозяйства, как на территории Томской области, так и на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. ООО "Энергонефть Томск" не обращалась в орган тарифного регулирования Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для утверждения цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.
Правоотношения между сторонами по оказанию услуг по передаче электроэнергии не урегулированы, договор не заключен.
Приказами Департамента от 18.11.2016 N 6-463 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (транзит) для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2016 год", и от 02.12.2016 N 6-585 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (транзит) для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2017 год" были установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" и ООО "Энергонефть Томск".
По мнению Заявителя Департамент превысил полномочия, установив индивидуальный тариф в отношении организации осуществляющей регулируемую деятельность за пределами субъекта Российской Федерации в границах которого Департамент уполномочен устанавливать цены (тарифы).
В обоснование своей позиции Заявитель ссылается на пункт 10 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 31 октября 2012 года г. N 145-пр, согласно которому, Департамент устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Изучив заявленные требования, а также письменные объяснения, направленные письмом Департамента от 28.03.2017 N 53-05-0381, ФАС России пришла к следующим выводам.
По информации, отраженной в заявлении ОАО "ЮТЭК - Региональные сети", а также указанной в письменных объяснениях Департамента, по итогам предыдущего периода регулирования ООО "Энергонефть - Томск" отпущено больше электроэнергии в сети ОАО "ЮТЭК - Региональные сети", чем передано в ее сети.
В соответствии с п. 48 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методических указаний N 20-э/2), передача электрической энергии из сетей территориальной сетевой организации, расположенной в одном субъекте Российской Федерации, в сеть территориальной сетевой организации, расположенной в другом субъекте Российской Федерации (далее - транзит), учитывается при установлении тарифов на передачу электрической энергии обеих сетевых организаций, если по итогам предыдущего периода регулирования из сетей одной из сетевых организаций (первая сетевая организация) в сеть другой (вторая сетевая организация) была передана электрическая энергия в большем объеме, чем было передано в ее сети. При этом вторая сетевая организация является плательщиком за транзит (организация-плательщик), а первая сетевая организация является получателем за транзит (организация-получатель).
Основываясь на вышеуказанной норме Методических указаний N 20-э/2, ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" является организацией-плательщиком и потребителем услуг, а ООО "Энергонефть-Томск" является получателем оплаты за услуги по транзиту и, следовательно, является исполнителем услуг по транзиту электрической энергии.
В этой связи, поскольку услуги по передаче электроэнергии (транзиту) оказывает ООО "Энергонефть-Томск", что не оспаривает Заявитель, то организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности по передаче электроэнергии (транзит), является ООО "Энергонефть-Томск".
Вместе с тем, ФАС России отмечает, что действующими нормативно-правовыми актами в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, транзит электрической энергии, не выделяется в отдельный вид регулируемой деятельности. Вопросы ценообразования в части оплаты услуг по транзиту электрической энергии должны решаться путем заключения гражданско-правового договора, и не входят в сферу компетенции Департамента.
При этом установлено, что в соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности, представленными ОАО "ЮТЭК-Региональные сети", передача электрической энергии осуществляется из сетей ООО "Энергонефть Томск" в сети ОАО "ЮТЭК-Региональные сети" через ПС35/6 кВ N 201, 129, 205, 107, 102 для обеспечения электроснабжения населенных пунктов Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; п. Ваховск, п. Зайцева речка, п. Охтеурье, д. Пасол, д. Соснино.
Также отмечаем, что в соответствии с положениями пункта 49 Методических указаний N 20-э/2, расходы территориальной сетевой организации-плательщика на оплату транзита включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг.
Доходы от предоставления транзита по сетям сетевой организации-получателя и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых ею иным потребителям, должны суммарно обеспечивать ее необходимую валовую выручку.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 47 Методических указаний N 20-э/2, расчетный объем необходимой валовой выручки (НВВ) сети сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии определяется исходя из:
- расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии, в том числе: часть общехозяйственных расходов, относимых на деятельность по передаче электрической энергии, а также расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, принимаемой из сети, присоединенной к сети рассматриваемой организации.
Вместе с тем, при установлении индивидуального тарифа для взаиморасчетов между ООО "Энергонефть-Томск" и ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" расходы последнего на оплату транзита не были включены в экономически обоснованные расходы.
Исходя из вышеизложенного, ФАС России считает, что установление Департаментом тарифного регулирования Томской области индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями ООО "Энергонефть-Томск" и ОАО "ЮТЭК - Региональные сети", имеющими подключение на территории субъекта, находящегося за пределами компетенции Департамента тарифного регулирования Томской области, является превышением полномочий со стороны органа регулирования.
В части отмены приказа Департамента от 18.11.2016 N 6-463 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (транзит) для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2016 год" ФАС России отмечает, что решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) срок действия которых истек не могут являться предметом отмены в порядке, предусмотренном Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123.
Таким образом, по обстоятельствам, указанным в заявлении, в связи с выявленным фактом принятия решения органа исполнительной власти субъекта, Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики, на основании пункта 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Признать орган регулирования превысившим полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики, что выразилось в установлении тарифов, не предусмотренных действующим законодательством, на территории субъекта, находящегося за пределами компетенции органа регулирования.
2. Удовлетворить требования ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" указанные в заявлении от 02.02.2017 N 01-04/1070 в части отмены приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 02.12.2016 N 6-585 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (транзит) для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2017 год".
3. Отказать в удовлетворении требований ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети", указанных в заявлении от 02.02.2017 N 01-04/1070, в части отмены приказа от 18.11.2016 N 6-463 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (транзит) для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2016 год".
4. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанного в пункте 3 настоящего приказа решения, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа регулирования, принятие которого предписано пунктом 4 настоящего приказа;
- протокола заседания правления органа регулирования, на котором принималось вышеуказанное решение;
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Временно исполняющий |
А.Б. Кашеваров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2017 г. N 769/17 "Об отмене приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 02.12.2016 N 6-585 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (транзит) для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2017 год"
Текст приказа официально опубликован не был