В результате рассмотрения заявления ООО "Системы Канакор" (далее - Заявитель, регулируемая организация) (исх. от б/д б/н, вх. от 20.01.2017 N 8670/17) с Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - Комитет, Респондент, орган регулирования) по постановлению Комитета от 15.12.2016 N 332 "Об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод, осуществляемые ООО "Системы КАНАКОР" в 2017 году" (далее - Постановление N 332), а также анализа материалов, представленных в ФАС России, Федеральной антимонопольной службой было выявлено нарушение Комитетом требований действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
ФАС России в соответствии с пунктом 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, которым предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, рассмотрен вопрос об отмене Постановления N 332 в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон), порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования).
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
Комитетом произведён расчёт тарифа на услуги по транспортировке сточных вод для ООО "Системы Канакор" методом экономически обоснованных затрат и Постановлением N 332 утвержден тариф на 2017 год.
При рассмотрении ФАС России материалов, представленных со стороны Заявителя и органа регулирования, выявлено следующее: для ООО "Системы Канакор" органом регулирования постановлением от 15.12.2014 г. N 297 уже утверждены тарифы на транспортировку сточных вод на период 2015-2017 годов. Постановлением от 09.12.2016 г. N 270 произведена корректировка тарифов, установленных вышеуказанным постановлением на 2017 год.
Таким образом, для ООО "Системы Канакор" установлено два тарифа на услуги по транспортировке сточных на 2017 год.
При этом, оснований для принятия Постановлением N 332 у Комитета не было, а наличие двух различных тарифных решений в отношении одной и той же регулируемой организации, на одни и те же услуги противоречит положениям Федерального закона и Основ ценообразования.
Более того, согласно пункту 37 Основ ценообразования Метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае:
а) если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов;
б) если оставшийся срок действия всех договоров аренды централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов таких систем на момент подачи заявления об утверждении тарифов для регулируемой организации, иных договоров, подтверждающих право временного владения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения либо объектами, входящими в такие системы, составляет менее 3 лет, за исключением концессионных соглашений или договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных начиная с 1 января 2014 г. в отношении указанных объектов.
Как указано выше ООО "Системы Канакор" ранее осуществляло регулируемую деятельность и имело утвержденные тарифы на период 2015-2017 годы, а имеющийся в деле договор аренды канализационной насосной станции от 01.10.2016 года заключен на срок до 12.10.2026.
Таким образом, оснований для применения в отношении ООО "Системы Канакор" метода экономически обоснованных затрат у Комитета также не имелось.
Кроме того, на момент установления тарифов (09.12.2016 г.) пунктом 33 Основ ценообразования было установлено, что долгосрочные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:
а) вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;
б) решение федерального органа регулирования тарифов, принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров;
в) решение федерального органа регулирования тарифов об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - региональный орган регулирования тарифов) об утверждении тарифов, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации (предписания);
г) решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;
д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
При этом, возможность пересмотра тарифов по решению регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды, была установлена только постановлением Правительства N 54 от 24.01.2017, которым были внесены изменения в пункт 33 Основ ценообразования, то есть уже после утверждения постановления Комитета от 15.12.2016 N 332 "Об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод, осуществляемые ООО "Системы КАНАКОР" в 2017 году".
В соответствии с пунктом 9 Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Правила), тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, при этом исключения, поименованные в данном пункте, также не содержат основания для установления второго тарифа, при уже действующем долгосрочном тарифе.
Следовательно, Комитет не имел права устанавливать новый тариф для ООО "Системы Канакор" на услуги по транспортировке сточных вод на 2017 год при существующем долгосрочном тарифе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Признать орган регулирования нарушившим часть 2 статьи 3 Федерального закона, пункты 33, 37 Основ ценообразования и пункт 9 Правил.
2. Отменить постановление Комитета от 15.12.2016 N 332 "Об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод, осуществляемые ООО "Системы Канакор" в 2017 году".
3. Предписать Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом, Основами ценообразования, руководствуясь подпунктами (в), (е) пункта 33 Основ ценообразования, в срок до 01.07.2017 г., пересмотреть тариф на транспортировку сточных вод для ООО "Системы Канакор", утвержденный постановлением Министерства от 15.12.2014 N 297 "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод, поставляемую организациями коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) в 2015-2017 годы", с учётом анализа представленных материалов регулируемой организацией.
4. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанных в пункте 3 настоящего решения, об установлении тарифов на питьевую воду проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего решения;
- протокола заседания Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия), на котором принималось вышеуказанное решение;
- заключений экспертизы по результатам анализа материалов по установлению тарифа на транспортировку сточных вод ООО "Системы Канакор".
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13 июня 2017 г. N 779/17 "Об отмене постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 15.12.2016 N 332 "Об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод, осуществляемые ООО "Системы КАНАКОР" в 2017 году"
Текст приказа официально опубликован не был