В целях формирования системы налогового контроля в холдинге "РЖД":
1. Утвердить прилагаемое положение о порядке взаимодействия ОАО "РЖД" и дочерних обществ ОАО "РЖД" по вопросам применения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах (далее - Положение).
2. Начальнику Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Кусту С.А. и начальнику Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Белянкину А.Ю. инициировать проведение дочерними обществами ОАО "РЖД" (за исключением коммерческих банков, страховых и иностранных организаций) корпоративных мероприятий по принятию к руководству Положения, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Директору Центра "Желдоручет" Милохину С.В. актуализировать по каждому обслуживаемому дочернему обществу ОАО "РЖД" порядок обеспечения взаимодействия и информирования Бухгалтерской службы ОАО "РЖД" о результатах аудиторских проверок согласно Положению.
4. Признать утратившим силу:
распоряжение ОАО "РЖД" от 30 декабря 2011 г. N 2892р "Об утверждении Положения о порядке согласования дочерними обществами ОАО "РЖД" официальных запросов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и законодательства о страховых взносах и информирования Бухгалтерской службы ОАО "РЖД" о полученных ответах";
распоряжение ОАО "РЖД" от 8 декабря 2011 г. N 2651р "Об утверждении Типового положения о порядке мониторинга результатов аудиторских проверок дочерних обществ ОАО "РЖД".
Главный бухгалтер ОАО "РЖД" |
Е.И. Харыбина |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 18 апреля 2017 г. N 748р
Положение
о порядке взаимодействия ОАО "РЖД" и дочерних обществ ОАО "РЖД" по вопросам применения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах
I. Общие положения
1. Настоящим Положением устанавливается порядок взаимодействия ОАО "РЖД" и дочерних обществ ОАО "РЖД" (далее - дочерние общества) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах, в том числе в отношении администрирования, декларирования, исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, а также порядок информирования Бухгалтерской службы ОАО "РЖД" о полученных разъяснениях государственных органов.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации дочерние общества признаются самостоятельными налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов.
Дочерние общества отвечают за правильность исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, своевременность представления налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам, а также за выполнение иных требований законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах.
В случае если бухгалтерский и налоговый учет дочернего общества ведет "Желдоручет" ОАО "РЖД" ответственность за правильность исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, своевременность представления налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам, а также за выполнение иных требований законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах несет "Желдоручет" ОАО "РЖД".
Принимая во внимание, что бухгалтерская отчетность дочерних обществ включаются в консолидированную отчетность ОАО "РЖД" по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), от правильного и своевременного выполнения дочерними обществами требований законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах (исключающих предъявление штрафных санкций и пени) непосредственно зависит формирование чистой прибыли холдинга РЖД. Кроме того, правильная и своевременная уплата дочерними обществами налогов, сборов и страховых взносов имеет важное имиджевое значение для холдинга РЖД, позиционирующего ОАО "РЖД" и дочерние общества как добросовестных налогоплательщиков.
Целью настоящего Положения является установление единообразной практики применения дочерними обществами требований законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах по вопросам, требующим официальных разъяснений налоговых органов, Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и иных уполномоченных государственных органов, исключения случаев предъявления претензий к дочерним обществам налоговыми органами, Фондом социального страхования Российской Федерации, иными государственными органами и организациями.
2. Настоящее Положение также распространяется на порядок взаимодействия Бухгалтерской службы ОАО "РЖД" и дочерних обществ при выявлении аудиторами нарушений Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за периоды, предшествующие 2017 году, а также спорных ситуаций, в отношении которых налоговыми органами или государственными внебюджетными фондами могут быть предъявлены претензии дочерним обществам ОАО "РЖД".
Настоящее Положение распространяется на нарушения или риски нарушения законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах выявленные при:
аудите отчетности, составленной по российским стандартам бухгалтерского учета;
аудите отчетности по МСФО;
иных проверках дочерних обществ, осуществляемых по договорам, заключенным дочерними обществами, в рамках подготовки к выпуску облигаций, IPO и т.п.
3. Настоящее Положение регулирует порядок взаимодействия Бухгалтерской службы ОАО "РЖД" с дочерними обществами, в том числе порядок письменного согласования официальных запросов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах.
II. Порядок согласования запросов в государственные органы
4. При возникновении вопросов применения законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах, требующих разъяснений от Минфина России, ФНС России, Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и иных государственных органов дочернее общество готовит проект письма:
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах - в Минфин России;
по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах, сборах, нормативных правовых актов органов местного самоуправления - в финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
по вопросам заполнения форм налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам представляемой в налоговые органы - в ФНС России;
по вопросам заполнения форм отчетности, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонд социального страхования Российской Федерации - в указанные фонды;
по вопросам применения законодательства о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в Фонд социального страхования Российской Федерации и Минтруд России.
5. Проект письма в Минфин России, Минтруд России, Фонд социального страхования Российской Федерации, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах вместе с описанием спорной ситуации, по которой требуется заключение соответствующего государственного органа, дочернее общество вправе направить в Бухгалтерскую службу ОАО "РЖД" для согласования (дочерним обществом ОАО "РЖД", бухгалтерский и налоговый учет которого осуществляет "Желдоручет" ОАО "РЖД" - одновременно в Бухгалтерскую службу ОАО "РЖД" и "Желдоручет" ОАО "РЖД").
Обращения в финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также обращения в ФНС России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации по вопросам заполнения форм налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам также могут быть направлены на предварительное рассмотрение Бухгалтерской службы ОАО "РЖД".
6. Бухгалтерская служба ОАО "РЖД" в течение 14 календарных дней со дня получения рассматривает по существу подготовленный дочерним обществом проект письма.
По результатам рассмотрения дочернему обществу направляется позиция ОАО "РЖД" по предмету обращения, скорректированный при необходимости текст письма в государственный орган либо обоснование нецелесообразности направления такого обращения.
Если ОАО "РЖД" или другие дочерние общества ранее получали разъяснения по этому же вопросу от соответствующего государственного органа, то копии таких ответов направляются дочернему обществу, инициировавшему обращение.
Бухгалтерская служба ОАО "РЖД", не проверяет грамотность или стилистику письма, правильность указания фамилий и должностей адресатов. Ответственность за это несет дочернее общество, являющееся инициатором обращения.
В случае, если вопрос, инициированный дочерним обществом, является актуальным для всех компаний холдинга РЖД, Бухгалтерская служба ОАО "РЖД" принимает решение о направлении письма в государственный орган от своего имени. Копия запроса направляется в адрес дочернего общества, которое вправе направить в государственный орган аналогичный запрос от своего имени.
7. Дочернее общество на основании полученных от Бухгалтерской службы ОАО "РЖД" рекомендаций принимает окончательное решение о направлении запроса в государственный орган либо об отказе от направления запроса.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 8 статьи 75 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) освобождается от уплаты штрафов и пени в случае выполнения письменных разъяснений уполномоченного государственного органа о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц.
8. Дочернее общество, получив разъяснения от государственного органа (включая разъяснения ФНС России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), направляет в Бухгалтерскую службу ОАО "РЖД" копию обращения в государственный орган и копию ответа государственного органа в десятидневный срок с даты получения (направляет в Бухгалтерскую службу ОАО "РЖД" и "Желдоручет" ОАО "РЖД", осуществляющий функции по ведению бухгалтерского и налогового учета дочернего общества, копию обращения в государственный орган и копию ответа государственного органа в десятидневный срок с даты получения).
III. Устранение нарушений и рисков нарушений законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах, выявленных при аудиторских проверках
9. Дочернее общество устраняет каждое выявленное нарушение законодательства Российской Федерации о налогах, сборах, страховых взносах, представляя в налоговые органы уточненную налоговую отчетность и отчетность по страховым взносам (за периоды с 2017 года), в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации уточненные расчеты по страховым взносам (за периоды предшествующие 2017 году).
10. Дочернее общество по каждому выявленному риску нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, страховых взносах осуществляет меры по его устранению. В целях устранения риска анализируются:
требования законодательства к отражению хозяйственной операции в учете;
позиция Минфина России, Минздравсоцразвития России, Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, иных уполномоченных органов по отражению данной хозяйственной операции в учете;
арбитражная практика.
Мероприятия по устранению риска могут включать в себя:
изменение условий заключенных договоров;
разработку локальных нормативных актов дочернего общества;
изменение или отмену локальных нормативных актов, противоречащих законодательству или создающих риски его нарушения;
получение адресных разъяснений Минфина России, Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, иных государственных органов;
получение заключений независимых экспертных организаций (например, при риске переквалификации расходов на капитальный ремонт в капитальные вложения), подтверждающих позицию дочернего общества;
внесение изменений в данные бухгалтерского и налогового учета, представление уточненных налоговых деклараций и уточненных расчетов по страховым взносам.
В случае выявления аудиторами нарушения или риска установления нарушения законодательства Российской Федерации о налогах, сборах, страховых взносах аналогичные нарушения и риски подлежат устранению во всех подразделениях дочернего общества.
Дочернее общество вправе обратиться в Департамент налоговой политики и методологии налогового учета Бухгалтерской службы ОАО "РЖД" для получения рекомендаций по отражению спорной хозяйственной операции в учете.
В случае ведения бухгалтерского и налогового учета дочернего общества Центром корпоративного учета и отчетности "Желдоручет" - филиалом ОАО "РЖД" дочернее общество согласовывает с "Желдоручет" ОАО "РЖД" обращение в Департамент налоговой политики и методологии налогового учета Бухгалтерской службы ОАО "РЖД".
11. Риски, квалифицируемые аудиторами как маловероятные, по согласованию с Департаментом налоговой политики и методологии налогового учета Бухгалтерской службы ОАО "РЖД" могут не устраняться.
12. Дочернее общество согласно аудиторскому заключению и отчету должно разработать систему мер, исключающую появление в будущем нарушений или рисков нарушений законодательства Российской Федерации о налогах, сборах, страховых взносах. Положение о договорной работе дочернего общества должно предусматривать обязательное согласование заключаемых договоров с подразделением, ответственным за ведение бухгалтерского и налогового учета дочернего общества.
13. Дочернее общество в течение 15-ти дней с момента получения заключения аудитора, если иной срок не будет установлен ОАО "РЖД", информирует Департамент налоговой политики и методологии налогового учета Бухгалтерской службы ОАО "РЖД":
обо всех выявленных случаях нарушения или рисках нарушения законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах;
о мерах по устранению рисков нарушения законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах.
В отчете дочернего общества указываются выявленные аудиторами нарушения или риски установления нарушения законодательства Российской Федерации и меры по их устранению (отдельно по каждому налогу, сбору, страховому взносу с указанием неуплаченной суммы налога, сбора, страхового взноса в разрезе отчетных налоговых периодов).
В случае ведения бухгалтерского и налогового учета дочернего общества Центром корпоративного учета и отчетности "Желдоручет" - филиалом ОАО "РЖД" дочернее общество согласовывает с "Желдоручет" ОАО "РЖД" отчет по проведенному аудиту, направляемый в Департамент налоговой политики и методологии налогового учета Бухгалтерской службы ОАО "РЖД".
IV. Обобщение и систематизация практики применения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах ОАО "РЖД" и дочерними обществами
14. Бухгалтерская служба ОАО "РЖД" осуществляет мониторинг, обобщение и систематизацию практики применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, о страховых взносах в холдинге ОАО "РЖД".
15. Бухгалтерская служба ОАО "РЖД" готовит обзоры практики применения законодательства о налогах и сборах, о страховых взносах (в том числе на основе обращений ОАО "РЖД" и дочерних обществ в государственные органы по вопросам уплаты налогов, сборов и страховых взносов), разрабатывает рекомендации по актуальным или спорным вопросам администрирования, декларирования, исчисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов и размещает эту информацию на сайте ОАО "РЖД" doc.rzd.ru (подраздел "Деятельность дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" раздела "Документы").
16. Бухгалтерская служба ОАО "РЖД" анализирует результаты аудиторских проверок дочерних обществ, при необходимости инициирует запросы в Минфин России, Минтруд России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации по спорным вопросам, готовит рекомендации для дочерних обществ об отражении соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете и размещает эту информацию на сайте ОАО "РЖД" doc.rzd.ru (подраздел "Деятельность дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" раздела "Документы").
V. Порядок согласования предложений дочерних обществ по внесению изменений в законодательство о налогах и сборах и законодательство о страховых взносах
17. Инициативы дочерних обществ по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах, в постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты государственных органов по вопросам налогообложения, декларирования и уплаты страховых взносов (далее - изменения в налоговое законодательство и законодательство о страховых взносах) подлежат обязательному согласованию с Бухгалтерской службой ОАО "РЖД".
18. Дочернее общество направляет в Бухгалтерскую службу ОАО "РЖД" предложения по внесению изменений в налоговое законодательство и законодательство о страховых взносах вместе с подробным и мотивированным обоснованием необходимости внесения таких изменений, включая финансово-экономическое обоснование.
19. Поступившие в Бухгалтерскую службу ОАО "РЖД" предложения дочерних обществ по внесению изменений в налоговое законодательство и законодательство о страховых взносах рассматриваются в течение месяца, если иной срок не будет установлен руководством ОАО "РЖД".
Бухгалтерская служба ОАО "РЖД" оценивает целесообразность предлагаемых дочерним обществом изменений в налоговое законодательство и законодательство о страховых взносах с учетом того влияния, которые эти изменения могут оказать на ОАО "РЖД" и другие компании холдинга РЖД.
По результатам рассмотрения дочернему обществу направляется позиция ОАО "РЖД" по предмету обращения, при необходимости уточняются предложения по внесению изменений в налоговое законодательство и законодательство о страховых взносах, включая предлагаемые формулировки норм, либо обосновывается нецелесообразность внесения изменений по данному вопросу.
20. По предложениям дочерних обществ, затрагивающим интересы ОАО "РЖД" или холдинга РЖД в целом, Бухгалтерская служба ОАО "РЖД" самостоятельно инициирует внесение изменений в налоговое законодательство и законодательство о страховых взносах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен единый порядок взаимодействия ОАО "РЖД" и дочерних обществ по вопросам применения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах.
Предусмотрено, что дочерние общества признаются самостоятельными налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов. Закреплен порядок направления запросов по применению законодательства.
Определены процедуры устранения нарушений и рисков нарушений законодательства, выявленных при аудиторских проверках.
Прописан алгоритм согласования предложений дочерних обществ по внесению изменений в законодательство о налогах и сборах и законодательство о страховых взносах.
Ранее изданные акты по данным вопросам признаны утратившими силу.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 18 апреля 2017 г. N 748р "Об утверждении положения о порядке взаимодействия ОАО "РЖД" и дочерних обществ ОАО "РЖД" по вопросам применения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах"
Текст распоряжения опубликован в журнале "Экономика железных дорог", 2017 г., N 6