Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Общие положения
1. Правовая основа закупочной деятельности Корпорации и организаций Корпорации
1.1. Сфера действия Положения
1.1.1. Положение определяет единые правила осуществления закупочной деятельности и подлежит обязательному применению в Корпорации, в организациях Корпорации и в иных юридических лицах, которые присоединились к нему в порядке, установленном в подразделе 1.3 Положения, вне зависимости от их организационно-правовой формы, направлений деятельности, особенностей управления и уровня подчинения Корпорации.
1.1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом 223-ФЗ, Законом 135-ФЗ, Законом 215-ФЗ, Законом 275-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.1.3. Действие Положения распространяется на закупки всех видов продукции, приобретаемой заказчиком на возмездной основе путем заключения соответствующего договора согласно требованиям Законодательства, за исключением случаев, указанных в подразделе 1.2 Положения.
1.1.4. Положение регламентирует закупки продукции любой стоимости и в любой валюте, осуществляемые заказчиками, находящимися в российской юрисдикции, вне зависимости от страны заключения /исполнения договора.
1.1.5. При закупке продукции заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом 223-ФЗ, Законом 275-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормами положения, а также правовыми актами Корпорации, регламентирующими вопросы закупочной деятельности, в том числе разрабатываемыми в соответствии с Положением и в его развитие.
1.1.6. В целях развития норм, закрепленных в Положении, а также урегулирования отношений, не подлежащих отражению в Положении в силу требований, установленных Законом 223-ФЗ, нормативными правовыми актами Корпорации устанавливаются (при необходимости) в том числе:
(1) состав ЦЗК, ЗК Корпорации;
(2) функции, полномочия, порядок создания и работы ЦЗК, ЗК;
См. Регламент взаимодействия Центральной закупочной комиссии Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и организации, присоединившейся к Положению о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", при осуществлении отдельных видов закупок, утвержденный приказом Госкорпорации "Роскосмос" от 7 сентября 2017 г. N 322
(3) положение о порядке планирования закупочной деятельности;
(4) методика определения начальной (максимальной) цены договора (цены лота) для конкурентных процедур закупки, и цены контракта (договора) при проведении закупки у единственного поставщика;
(5) методические рекомендации по формированию требований к участникам (включая коллективных участников), поставщикам (подрядчикам, исполнителям), субподрядчикам /соисполнителям;
(6) методические рекомендации по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок участников;
(7) функции, полномочия и порядок создания и работы комиссии Корпорации для рассмотрения жалоб при осуществлении закупок;
(8) перечень организаций Корпорации, на которые возлагаются функции организатора закупки в соответствии с нормами Положения;
(9) регламент и условия взаимодействия заказчиков, организаторов закупок, специализированной организации (включая условия типового договора и порядок расчета вознаграждения организатора закупки и специализированной организации);
(10) типовые формы документов, необходимых для подготовки и проведения закупок;
(11) перечень продукции, закупаемой в электронной форме конкурентными способами;
(12) перечень продукции и (или) закупочные ситуации, когда процедура закупки проводится в электронной форме;
(13) требования к системе контроля за закупочной деятельностью, в том числе требования к форме отчетности по результатам процедур закупок;
(14) установление ключевых показателей эффективности по закупочной деятельности для руководителей и работников закупочных подразделений;
(15) методические рекомендации по повышению квалификации руководителей и работников закупочных подразделений Корпорации, организаций Корпорации или иных юридических лиц, присоединившихся к Положению;
(16) Перечень банков, небанковских и кредитных организаций, прошедших процедуру квалификационного отбора;
(17) иные необходимые для осуществления закупочной деятельности нормативные правовые акты.
1.1.7. До принятия правовых актов Корпорации, указанных в положении и регламентирующих вопросы закупочной деятельности, соответствующие правоотношения регламентируются действующими нормами положения, законодательства, нормативных актов Заказчика, не противоречащих настоящему Положению, и (или) извещением, документацией о закупке (при проведении закупки).
1.1.8. В случае противоречия норм Положения и (или) правовых актов Корпорации, регламентирующих вопросы закупочной деятельности, Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе принятым после утверждения Положения, действуют положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормы Положения и иных правовых актов Корпорации в части, не противоречащей Законодательству. При возникновении противоречий между положением и иными правовыми актами Корпорации, регламентирующими вопросы закупочной деятельности, преимущество имеет Положение.
1.1.9. Положение утверждается Наблюдательным советом Корпорации.
1.1.10. В документации о закупке указываются реквизиты примененной редакции Положения. В случае если извещение о закупке размещено до даты вступления в силу Положения или изменений к нему, проведение такой закупки и подведение ее итогов осуществляются в порядке, действовавшем на дату официального размещения извещения.
1.1.11. Если в документации о закупке не урегулированы отдельные положения, заказчик, организатор закупки, специализированная организация, участники руководствуются Положением, а при отсутствии нормы в Положении - Законодательством.
1.2. Исключения из сферы действия Положения
1.2.1. Положение является обязательным для применения заказчиками, которые присоединились к нему в порядке, установленном в подразделе 1.3. Положения.
1.2.2. Положение не применяется заказчиками в случаях, прямо указанных в части 4 статьи 1 Закона 223-ФЗ.
1.2.3. Особые закупочные ситуации, в отношении которых нормы Положения могут применяться ограниченно, установлены в разделе 19 Положения.
1.3. Порядок присоединения к Положению
1.3.1. Присоединение организации Корпорации или иного юридического лица к Положению осуществляется путем принятия соответствующего решения органом управления организации Корпорации или иного юридического лица, имеющим необходимые полномочия согласно законодательству Российской Федерации и учредительных документов, правового акта, содержащего решение о присоединении к Положению.
1.3.2. Правовой акт организации Корпорации, содержащий решение о присоединении к Положению, размещается не позднее 15 (пятнадцати) дней с момента его принятия в ЕИС, на официальном сайте Корпорации и официальном сайте организации Корпорации. Правовой акт иного юридического лица, содержащий решение о присоединении к Положению, размещается не позднее 15 (пятнадцати) дней с момента его принятия на официальном сайте Корпорации и официальном сайте иного юридического лица, присоединившегося к Положению.
1.3.3. Перечень организаций Корпорации, присоединившихся к Положению, размещается на официальном сайте Корпорации и подлежит обновлению по факту изменений в указанном перечне в течение 5 (пяти) дней со дня принятия соответствующего решения, предусмотренного в пункте 1.3.1 Положения.
1.3.4. Решение о присоединении к Положению принимается заказчиком с учетом всех возможных в дальнейшем дополнений и изменений к Положению, а также с учетом правовых актов Корпорации, регламентирующих вопросы закупочной деятельности, в том числе издаваемых в целях его развития и в которых указано на обязательность их исполнения заказчиком, присоединившимся к Положению.
1.3.5. Изменения Положения автоматически распространяются на все организации Корпорации и иные юридические лица, присоединившиеся к нему, и вступают в силу в течение 30 (тридцати) дней с даты их размещения в ЕИС, если иной срок вступления изменений в силу не установлен соответствующим решением Корпорации.
2. Цели и принципы закупочной деятельности
2.1. Основные цели закупочной деятельности
Основными целями закупочной деятельности являются:
(1) своевременное и полное удовлетворение потребностей заказчиков в продукции с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
(2) эффективное использование денежных средств, направляемых на закупку продукции, снижение прямых и косвенных издержек на производимую продукцию;
(3) расширение возможностей для участия юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в закупках продукции путем обеспечения информационной открытости, гласности и прозрачности закупочной деятельности;
(4) предотвращение коррупции и иных злоупотреблений в сфере закупочной деятельности.
2.2. Принципы закупочной деятельности
Основными принципами осуществления закупок являются:
(1) информационная открытость закупок, обеспечение гласности и прозрачности закупок;
(2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам;
(3) обеспечение целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение продукции (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
(4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.
2.3. Организационно-методические основы реализации целей и принципов закупочной деятельности
2.3.1. Для достижения заявленных целей и принципов закупочной деятельности используются следующие организационно-методические подходы:
(1) установление обоснованных требований к закупаемой продукции, условиям договора, участникам с точки зрения интересов и потребностей заказчика;
(2) ответственность за принимаемые уполномоченными лицами заказчиков решения в сфере закупочной деятельности и за достигнутый целевой результат;
(3) соблюдение при закупках следующих требований:
(а) применимое к деятельности соответствующего заказчика законодательство, в том числе с учетом приоритетов, установленных частью 2 статьи 2 Закона 275-ФЗ;
(б) корпоративные стандарты, правила, регламенты и иные правовые нормы;
(4) внедрение эффективных инструментов организации закупочного процесса, мониторинг их результативности и проведение мероприятий, направленных на актуализацию нормативно-правовой, организационной и технологической базы закупочной деятельности на единых началах в масштабе Корпорации;
(5) совершенствование закупочного процесса за счет внедрения современных информационных технологий (в том числе использования электронной формы проведения закупок);
(6) внедрение единых подходов к управлению закупками в масштабе Корпорации;
(7) использование механизма централизованных /консолидированных закупок;
(8) внедрение системного и профессионального подхода к организации закупочной деятельности, основанного на взаимодействии таких элементов, как нормативная база, система органов управления закупками, специализированная организация, квалифицированный персонал, профессионализм заказчика, автоматизация закупочной деятельности;
(9) установление взаимосвязи между процессами закупочной деятельности и процессами бюджетирования (планирование закупок как элемент обоснования расходной части бюджета);
(10) установление взаимосвязи между результатами закупочной деятельности и процессом финансирования заключаемых договоров;
(11) обеспечение необходимой внешней информационной открытости закупочной деятельности заказчиков, а также внутренней прозрачности принимаемых решений для вышестоящих в масштабе Корпорации органов управления и контроля;
(12) применение различных механизмов мотивации работников, задействованных в процессах закупки продукции, включая определение ключевых показателей эффективности их работы, а также проведение регулярного повышения квалификации указанных работников.
2.3.2. При организации закупочной деятельности заказчик использует следующие инструменты:
(1) планирование закупочной деятельности посредством осуществления комплекса мероприятий, направленных на определение оптимального объема необходимой продукции, которая должна быть закуплена в течение планируемого периода;
(2) учет особенностей закупаемой продукции, рынков и ситуаций, в которых проводится закупка;
(3) применение наиболее подходящих для конкретной закупочной ситуации способов и элементов закупок;
(4) преобладающее использование конкурентных способов выбора поставщиков и осуществление усиленного контроля за принятием решений при проведении закупок у единственного поставщика;
(5) внедрение организационной структуры закупочной деятельности с налаженной инфраструктурой (информационное обеспечение, электронная торговая площадка, профессиональные консультанты, специализированная организация);
(6) коллегиальное принятие решений по наиболее важным вопросам, возникающим при проведении закупочных процедур;
(7) разработка и использование типовых форм и шаблонов документации о закупке и иных документов (протоколы, проекты договоров и т.п.);
(8) повышение профессионализма и компетентности руководителей и работников закупочных подразделений заказчика при осуществлении закупочных процедур;
(9) контроль за исполнением договора, организация учета и использования приобретенной продукции.
3. Информационное обеспечение
3.1. Официальное размещение
3.1.1. Официальное размещение информации о закупках в открытой форме, а также любой другой информации, которая должна быть размещена в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ, Положения и принятых в их развитие НПА, осуществляется в ЕИС, либо в случае, указанном в пункте 3.1.4 Положения, на официальном сайте заказчика.
3.1.2. Официальное размещение информации о закупках в закрытой форме осуществляется путем одновременного направления соответствующей информации всем лицам, определенным заказчиком, в том числе с использованием средств автоматизации электронных торговых площадок.
3.1.3. Официально размещаемые сведения должны соответствовать утвержденным и (или) подписанным в установленном порядке оригиналам документов, в которых содержатся размещаемые сведения. Допускается также применение средств автоматизации (в том числе, но не ограничиваясь, системами электронного документооборота) для подготовки, согласования, подписания и/или утверждения размещаемых документов и сведений в соответствии с законодательством об электронной подписи.
3.1.4. В случае возникновения технических или иных неполадок, возникающих при ведении ЕИС уполномоченным лицом и блокирующих доступ к ЕИС в течение более чем 1 (одного) рабочего дня, заказчики размещают информацию, подлежащую размещению в ЕИС, на своем официальном сайте с последующим размещением ее в ЕИС в течение 1 (одного) рабочего дня со дня устранения указанных неполадок.
3.1.5. Заказчики, не являющиеся субъектами Закона 223-ФЗ, размещают информацию на официальном сайте Заказчика.
3.2. Виды размещаемой информации и сроки размещения
3.2.1. Если иное прямо не установлено законодательством или Положением, заказчики официально размещают следующую информацию в установленные сроки:
(1) ПЗ, составляемый на один календарный год, - в течение 10 (десяти) дней со дня утверждения, но не позднее 31 декабря текущего календарного года;
(2) план закупки инновационной продукции - в течение 10 (десяти) дней со дня утверждения;
(3) изменения в ПЗ, в план закупки инновационной продукции - в течение 10 (десяти) дней с даты внесения в него изменений;
(4) извещение и документация о закупке - в сроки, установленные в соответствии с Положением (пункты 8.2.20, 12.2.1, 14.2.1 и 15.2.1, подпункты 16.1.7(5) и 16.1.8(5)(б) Положения);
(5) изменения, вносимые в извещение и (или) документацию о закупке, - не позднее 3 (трех) дней со дня принятия решения о внесении таких изменений и не позднее установленного срока до даты окончания подачи заявок, в зависимости от способа закупки (пункты 12.5.3, 13.6.3, 14.5.3 и 15.5.3 Положения);
(6) разъяснения документации о закупке - не позднее 3 (трех) дней со дня принятия решения о предоставлении таких разъяснений и не позднее установленного срока до даты окончания подачи заявок, в зависимости от способа закупки (пункты 12.4.2, 13.5.2, 14.4.2 и 15.4.2 Положения), при условии, что запрос на разъяснение документации поступил в порядке и сроки, предусмотренные в документации о закупке;
(7) уведомление об отказе от проведения закупки - не позднее 1 (одного) дня со дня принятия решения об отказе от проведения закупки и не позднее даты подведения итогов закупки;
(8) протоколы, составляемые в процессе проведения закупки, - не позднее 3 (трех) дней со дня подписания таких протоколов.
(9) уведомление об отказе от заключения договора - не позднее 3 (трех) дней со дня принятия решения об отказе от заключения договора и не позднее даты подписания договора.
(10) Положение о закупке, изменения в Положение о закупке - не позднее чем в течение 15 (пятнадцати) дней со дня утверждения.
3.2.2. Если иное прямо не установлено Законодательством или Положением, заказчики официально размещают также следующую информацию в установленные сроки:
(1) сведения об изменении объема, цены приобретаемой продукции, о сроках исполнения договора относительно информации, содержащейся в протоколе, составленном по итогам проведения закупки, - не позднее 10 (десяти) дней со дня внесения соответствующих изменений в договор;
(2) информация и документы по договору, заключенному заказчиком по результатам закупки, включаемые в реестр договоров, - в объеме и в сроки, установленные в соответствии с законодательством;
(3) сведения о договорах, заключенных по результатам закупок, предусмотренные в части 19 статьи 4 Закона 223-ФЗ, - ежемесячно, не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем;
(4) перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов МСП - в течение 10 (десяти) дней со дня утверждения;
(5) годовой отчет о закупке продукции у субъектов МСП (применимо с 01.01.2016) - не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом;
(6) Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, заказчиками, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, начиная с 1 января 2017 г. по итогам закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществленных с 1 января 2016 г.
3.3. Запрет на открытое размещение информации и право не размещать информацию
3.3.1. Если иное прямо не установлено законодательством, заказчики не размещают в ЕИС, на официальном сайте заказчика и на ЭТП следующую информацию:
(1) сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении, документации о закупке или в проекте договора (подраздел 19.5 Положения);
(2) сведения о конкретной закупке в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона 223-ФЗ;
(3) сведения о закупке продукции, включенной в установленные Правительством Российской Федерации перечни и (или) группы товаров, работ, услуг в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона 223-ФЗ.
3.3.2. Заказчики могут не размещать в ЕИС и (или) на своем официальном сайте сведения о закупках, НМЦ которых не превышает 100 000 рублей с НДС, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составит более чем 5 000 000 000 рублей, - 500 000 рублей с НДС.
3.3.3. В формируемых в ходе проведения закупок протоколах не указываются данные о персональном голосовании членов ЦЗК, ЗК, а также иные сведения, указанные в Законе 152-ФЗ.
3.4. Прочие положения
3.4.1. Информация, официально размещенная в ЕИС /на официальном сайте заказчика, может размещаться в любом другом открытом источнике (в том числе - на ЭТП в соответствии с регламентами работы соответствующей ЭТП, на сайте специализированной организации). Заказчик также вправе использовать средства автоматизации электронных торговых площадок для размещения в ЕИС информации о закупке.
3.4.2. Заказчики вправе разместить в ЕИС и (или) на своем официальном сайте, в любом другом открытом источнике любую иную связанную с закупочной деятельностью информацию, размещение которой не запрещено или не ограничено Законодательством или Положением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.