Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 октября 2016 года (протокол N 4 пункт 136) рассмотрел проект федерального закона N 1112495-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части предоставления земельных участков гражданам, прожившим в районах Крайнего Севера не менее 20 лет), (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы В.В. Сысоевым (далее - автор), и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается установление особенностей бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, либо расположенных в сельской местности в любом субъекте Российской Федерации, гражданам, прожившим не менее 20 лет в районах Крайнего Севера.
Как следует из пояснительной записки, законопроект будет способствовать развитию северных и сельских территорий Российской Федерации, повышать их привлекательность для населения.
Комитет считает, что идея государственных гарантий предоставления земельных участков гражданам, прожившим и проработавшим не менее 20 лет в районах Крайнего Севера, заслуживает внимания.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на недостаточную проработанность предложенного способа правового регулирования данного вопроса.
Предоставление в собственность гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, потребует из бюджетной системы Российской Федерации выделение средств на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Так, по данным Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа стоимость инженерного обеспечения одного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство составляет в среднем 4 662 000 рублей. Однако законопроектом не определен источник и порядок финансирования расходов, возникающих в связи с принятием закона, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям законопроекта право бесплатного предоставления земельных участков распространяется на каждого гражданина, прожившего не менее 20 лет в районах Крайнего Севера.
Таким образом, одна семья может претендовать на два и более земельных участка, что, по мнению Комитета, не будет способствовать эффективному использованию земельных ресурсов.
Кроме того законопроект не определяет однозначно, должен ли гражданин проработать определенное количество времени в районах Крайнего Севера. В противном случае проектируемая норма о бесплатном предоставлении земельных участков не соотносится с целями законопроекта, на реализацию которых направлено правовое регулирование.
С целью исключения возможных случаев перепродажи выделенного гражданину земельного участка, в законопроекте следует запроектировать норму о том, что земельный участок предоставляется гражданину в собственность бесплатно по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием.
Также необходимо отметить, что вопрос о допустимости и порядке строительства, в том числе индивидуального жилого строительства на тех или иных земельных участках зависит от того к землям каких категорий они относятся и каково их разрешенное использование. Так, на землях сельскохозяйственного назначения не допускается индивидуальное жилищное строительство. При этом законопроектом не определяется, о каких категориях целевого назначения земли идет речь.
Комитет обращает внимание, что предлагаемые законопроектом изменения, касающиеся случаев и порядка предоставления земельных участков, являются предметом регулирования Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет в соответствии с пунктом а) части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы рекомендует автору доработать законопроект до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.