Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Г.П. Юдина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Г.П. Юдин - сын участника Великой Отечественной войны, умершего в мае 1959 года, оспаривает конституционность следующих положений:
пункта 1 (в жалобе ошибочно именуемого частью 1) статьи 24 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которым погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей); для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающего, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы; пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядок отдания воинских почестей при погребении определяется общевоинскими уставами.
По мнению заявителя, указанные законоположения, примененные при рассмотрении его дела судами, противоречат статьям 2, 4 (часть 2), 6 (часть 2), 7, 15, 17-19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45-46 (часть 1), 50 (часть 2), 52 и 55 Конституции Российской Федерации и нарушают его право на судебную защиту по вопросу о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Г.П. Юдиным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства основные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), не устанавливает конкретные меры такой защиты, их объем (размеры), а также условия предоставления. Выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к компетенции законодателя.
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель впервые в пункте 7 статьи 18 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-I "О статусе военнослужащих" (данное законоположение воспроизведено в пункте 7 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ) предусмотрел гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих, в том числе участников Великой Отечественной войны. Возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение участников войны предусмотрено и пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О ветеранах", и пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
Такое правовое регулирование, устанавливающее соответствующие гарантии для указанной категории граждан, не может рассматриваться как нарушающее права родственников участников Великой Отечественной войны, умерших (погибших) до вступления в силу соответствующего правового регулирования.
Как следует из представленных материалов, заявитель полагает, что возникновение права на возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны, должно быть увязано не с датой смерти участника войны, а с датой, когда были произведены соответствующие расходы. Однако разрешение данного вопроса не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юдина Геннадия Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 1325-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юдина Геннадия Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и пунктом 7 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)