Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В. Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан З.Ж. Азиева, Р.С. Ахкубегова и других к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане З.Ж. Азиев, Р.С. Ахкубегов, С.З. Ахкубегов, З.З. Бакаров, И.Ш. Гаджиев, Г.Т. Гачалаев, Н.Т. Гачалаев, Б.П. Гирисханов, А.Ш. Мусичов, А.А. Мусичов, Ю.А. Салибиев, Ю.А. Салибиев и Н.М. Темирукаев оспаривают конституционность статей 3 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающих круг лиц, относящихся, соответственно, к категории ветеранов боевых действий, а также инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий.
По мнению заявителей, оспариваемые законоположения вступают в противоречие со статьями 19 (часть 2), 39 (часть 1) и 59 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку исключают возможность признания граждан, в составе отрядов самообороны принимавших участие в боевых действиях в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан в сентябре 1999 года, ветеранами боевых действий и инвалидами боевых действий, чем препятствуют предоставлению им мер социальной поддержки, предусмотренных для указанных категорий граждан.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно пункту 3 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Постановлением от 15 ноября 2011 года N 24-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положения статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", относящие к категории ветеранов боевых действий военнослужащих и других лиц, в силу воинских или иных служебных обязанностей участвовавших по решению органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку, не распространяясь непосредственно на лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в ходе контртеррористической операции на ее территории в сентябре 1999 года, эти законоположения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не препятствуют введению специального правового регулирования, направленного на признание их заслуг перед Отечеством, включая установление дополнительных мер социальной поддержки.
Одновременно с этим Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 резолютивной части данного Постановления указал, что признание положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" не противоречащими Конституции Российской Федерации не снимает с федерального законодателя обязанности определить правовой статус лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в ходе контртеррористической операции на ее территории в сентябре 1999 года, и условия предоставления вытекающих из этого правового статуса мер социальной поддержки.
Кроме того, не исключается этим правомочие законодателя Республики Дагестан предусмотреть в рамках своих полномочий, вытекающих из статьи 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, и исходя из имеющихся возможностей дополнительные меры социальной поддержки указанных граждан, оказывавших содействие войсковым подразделениям и правоохранительным органам при проведении контртеррористической операции на территории Республики Дагестан в сентябре 1999 года.
Что касается статьи 4 Федерального закона "О ветеранах", то представленными материалами не подтверждается ее применение в деле заявителей, в связи с чем их жалоба в этой части согласно статье 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Азиева Зайтемира Жантемировича, Ахкубегова Рината Саидбеговича, Ахкубегова Саидбега Зайнодиновича, Бакарова Зайнодина Заирбековича, Гаджиева Исмаилгаджи Шамсувараевича, Гачалаева Гачалая Тажудиновича, Гачалаева Нартби Тажудиновича, Гирисханова Батыра Пашаевича, Мусичова Абдулбасира Шарабудиновича, Мусичова Алимхана Абдулхановича, Салибиева Юнуса Аскербиевича, Салибиева Юсупа Аскербиевича и Темирукаева Надирбека Мусаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 1246-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Азиева Зайтемира Жантемировича, Ахкубегова Рината Саидбеговича и других на нарушение их конституционных прав статьями 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)