Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 177651-7 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения обязанности по установке приборов учета потребления коммунальных услуг), внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, В.К. Гартунгом, В.В. Белоусовым, О.Н. Епифановой
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 177651-7 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения обязанности по установке приборов учета потребления коммунальных услуг), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, В.К. Гартунгом, В.В. Белоусовым, О.Н. Епифановой (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по энергетике, являющийся соисполнителем по законопроекту, отмечает следующее в части вопросов ведения Комитета.
Согласно статье 1 законопроекта из Жилищного кодекса Российской Федерации предлагается исключить положения, в соответствии с которыми при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, имеющих установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Применение повышающих коэффициентов является стимулирующей мерой для обеспечения учета поставленных коммунальных ресурсов собственниками помещений, на которых возложена ответственность за обеспечение учета, и соответствует нормам статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
Комитетом отмечается, что соответствующие положения законопроекта исключат меры стимулирования собственников помещений не только на установку счетчиков, но и на их своевременный ремонт, поверку и замену, при этом отсутствие мотивации приведет к невозможности реализации повсеместного учета и, соответственно, эффективного и рационального использования коммунальных ресурсов.
Исключение мер применения повышающих коэффициентов представляется не вполне объективным по отношению к потребителям, уже обеспечивших установку приборов учета, вследствие чего реализация данного положения законопроекта может спровоцировать отказ таких потребителей от продолжения использования приборов учета после истечения их срока эксплуатации, также возможный вывод из строя счетчиков, особенно в случае, когда установленный в регионе норматив потребления коммунальных услуг ниже реального потребления.
Кроме того, предлагаемая законодательная инициатива повлечет неприменение повышающих коэффициентов при расчетах между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями за поставленные коммунальные ресурсы, что может привести к неосуществлению последними энергоэффективных мероприятий в многоквартирных домах.
Проектируемыми положениями статьи 2 законопроекта в части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предлагается исключить слова "до 1 января 2013 года". В указанной статье требования по оснащению коллективными (общедомовыми) и индивидуальными приборами учета не распространяются на ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту многоквартирные дома до 1 января 2013 года.
Авторами законопроекта отмечается, что многими собственниками не выполнена обязанность по оснащению приборами учета принадлежащих им помещений в многоквартирных домах, а многоквартирные дома признаются ветхими и аварийными после 1 января 2013 года. Учитывая вышесказанное, Комитет поддерживает предложение исключить срок, ограничивающий применение статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ только в случае признания дома аварийным или ветхим и включения его в региональные программы сноса после 1 января 2013 года.
В соответствии со статьей 2 законопроекта требования Федерального закона N 261-ФЗ в части установки приборов учета энергетических ресурсов не распространяются на многоквартирные дома, в которых истек нормативный срок эксплуатации инженерных систем и коммуникаций.
Данное положение значительно расширяет перечень объектов и случаев, на которые не распространяются требования статьи 13 Федерального закона 261-ФЗ об обеспечении обязательного учета, установленных ранее действующим законодательством (ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии, которых составляет менее чем 0,2 Гкал в час), что в условиях изношенности жилищного фонда многократно превысит допускаемый законом уровень неоснащенности приборами учета.
В многоквартирных домах, в которых истек нормативный срок эксплуатации инженерных систем и коммуникаций и наблюдается наибольший расход на общедомовые нужды, в первую очередь требуются срочные меры по ликвидации потерь и, соответственно, необходим учет и контроль потребляемых коммунальных ресурсов. При этом установленный в указанных домах узел учета будет пригоден к использованию после проведения капитального ремонта, соответственно, новых затрат от собственников не потребуется.
Дополнительно Комитетом отмечается тот факт, что инженерные системы и коммуникации внутри многоквартирного дома являются общей собственностью собственников помещений в таком доме, бремя содержания которого в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, несут данные собственники. Снятие ответственности за обязанность обеспечения учета в указанных домах фактически может обернуться отсутствием заинтересованности собственников помещений в многоквартирных домах в проведении мероприятий по замене инженерных систем и коммуникаций, что в свою очередь приведет к существенному ухудшению состояния жилого фонда.
Согласно проектируемым нормам статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ факт отсутствия технической возможности установки прибора учета будет фиксировать лицо, ответственное за содержание общего имущества в многоквартирном доме. В Федеральном законе N 261-ФЗ не предусмотрен факт отсутствия возможности установки индивидуальных, коллективных (общедомовых) приборов учета потребления энергетических ресурсов. Следовательно, собственники помещений в таких многоквартирных домах не могут исполнить установленную в статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ обязанность.
В пояснительной записке отмечается, что в настоящее время указанный правовой пробел восполняется на уровне подзаконных актов, применение которых является сложным и зачастую приводит к нарушению прав собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Так, в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, потребитель должен обратиться к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу с заявлением о проведении обследования помещения на предмет установления факта отсутствия технической возможности установления приборов учета потребления коммунальных услуг. В свою очередь, у последних возникает обязанность произвести соответствующее обследование и составить акт по форме, установленной приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Комитетом поддерживается тот факт, что указанный порядок представляется избыточным в тех многоквартирных домах, в которых имеется хотя бы один из критериев (в соответствии с приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 627,) поскольку в распоряжении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива имеется проектная, техническая документация на многоквартирный дом, позволяющая установить факт отсутствия технической возможности установки индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг.
Тем не менее Комитетом отмечается более широкое толкование проектируемых норм законопроекта в соответствии с пояснительной запиской к законопроекту. Так, согласно проектируемым нормам требования статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ не будут распространяться на многоквартирные дома, в которых истек нормативный срок эксплуатации инженерных систем и коммуникаций, однако, в пояснительной записке акцент сделан на критерии наличия (отсутствия) технической возможности.
Таким образом, проектируемые нормы противоречат пояснениям и доводам, изложенным в пояснительной записке. В этой связи представляется целесообразным доработать законопроект и пояснительную записку в данной части с целью действительного исключения существующих в настоящее время избыточных норм по установлению факта отсутствия технической возможности установления приборов учета потребления коммунальных услуг и приведения действующих федеральных законов и подзаконных актов к единообразию.
Дополнительно Комитет отмечает, что законопроектом не предусматривается необходимость обладания лица, ответственного за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищного кооператива), соответствующей компетентностью, а также ответственность за принятия заведомо необъективных и неправомерных решений в части установления факта технической возможности установки приборов учета, что может привести к злоупотреблениям, нарушениям требованиям действующего законодательства.
Таким образом, представляется необходимым и целесообразным дополнить данные нормы необходимостью участия при установлении факта отсутствия технической возможности такой установки прибора учета также представителей муниципальных органов власти, ресурсоснабжающих организаций и органа государственного жилищного надзора, а также оценить последствия предлагаемых изменений для ресурсоснабжающих организаций, отразив их также в пояснительной записке к Законопроекту.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике, поддерживая необходимость упрощения процедур принятия решения о возможности или невозможности установки приборов учета, исключения из этого перечня многоквартирных домов, признанных ветхими и аварийными после 1 января 2013 г. и внесенными в региональные программы сноса, не может согласиться с авторами по другим предложениям, так как это противоречит политике по энергосбережению и достижению целей Федерального закона 261-ФЗ и приведет к ухудшению ситуации по организации полного и достоверного учета потребляемых ресурсов.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует авторам доработать проект федерального закона N 177651-7 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.