В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) экономические субъекты (в том числе коммерческие и некоммерческие организации) обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту (в первую очередь организация, имеющая организационно-правовую форму открытого акционерного общества), обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Согласно Стандарту N 8, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", система внутреннего контроля хозяйствующего субъекта представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Таким образом, создание системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности организации, которые угрожают достижению любой из этих целей.
Исходя из разъяснений Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля.
Учитывая, что со вступлением в силу Закона о бухгалтерском учете организация внутреннего контроля для хозяйствующих субъектов носит обязательный характер, Росимущество обращает внимание акционерных обществ на необходимость организации мероприятий, направленных на создание в акционерных обществах службы внутреннего контроля, в обязанности которой будет входить проверка не только отчетности, но и сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение и финансовый результат деятельности общества, а также на движение денежных средств, контроль за основными видами рисков в деятельности общества.
В этой связи, с целью усиления мониторинга и расширения форм контроля за управлением и использованием федерального имущества Росимущество предлагает в срок не позднее 31 декабря 2013 года провести заседание совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества для рассмотрения вопроса о создании в акционерном обществе службы внутреннего контроля.
При этом в целях организации в акционерном обществе внутреннего контроля Росимущество предлагает использовать наиболее эффективные подходы с учетом масштабов и специфики деятельности организации и стремиться к тому, чтобы с разумными затратами проводить необходимый, но достаточный объем контроля путем:
1. создания собственной службы внутреннего контроля, если организация для этого обладает необходимыми ресурсами;
2. аутсорсинга - выполнение функции внутреннего контроля полностью передается специализированной компании (внешнему консультанту);
3. косорсинга - служба внутреннего контроля создается в рамках организации: к выполнению заданий также привлекаются эксперты специализированной компании (внешнего консультанта), обладающие соответствующими знаниями и опытом.
Функционально служба внутреннего контроля должна подчиняться совету директоров. Перечень полномочий службы внутреннего контроля представляется целесообразным определить в локальном акте, утверждаемом советом директоров общества - Положении, определяющим также миссию, цели и задачи службы внутреннего контроля, обязанности, права и ответственность ее сотрудников. В целях грамотного осуществления проверки фактов финансово-хозяйственной деятельности организации, сотрудники службы внутреннего контроля должны быть подготовлены и ориентироваться не только в бухгалтерском, налоговом законодательстве, но и в гражданском, трудовом праве и др.
В связи с этим, в повестку дня вышеуказанного заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества следует также включить вопрос о поручении единоличному (коллегиальному) исполнительному органу разработать проект Положения о службе внутреннего контроля акционерного общества для его рассмотрения и утверждения на очередном заседании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.
Также Росимущество информирует акционерные общества о том, что в целях мониторинга рассмотрения советами директоров (наблюдательными советами) указанных в настоящем письме вопросов, соответствующую информацию, касающуюся подготовки и проведения вышеуказанных корпоративных мероприятий, необходимо разместить в личном кабинете акционерного общества на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью (название документов "Протокол СД о СВК 2013", "Положение СВК 2013" и т.д.).
Заместитель Министра экономического |
O.К. Дергунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сообщается о необходимости создания служб внутреннего контроля в АО. В их обязанности должны входить проверка не только отчетности, но и сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение и финансовый результат деятельности общества, а также на движение денежных средств, контроль за основными видами рисков.
Предлагается создавать собственные службы внутреннего контроля, если организация для этого обладает необходимыми ресурсами, или воспользоваться механизмами аутсорсинга (когда выполнение функции внутреннего контроля полностью передается специализированной компании (внешнему консультанту)) или косорсинга (служба создается в рамках организации, но привлекаются эксперты специализированной компании (внешнего консультанта)).
Письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11 декабря 2013 г. N ОД-08/58104 "О создании службы внутреннего контроля"
Текст письма официально опубликован не был