Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 156799-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на формирование единой структуры компенсации расходов льготных категорий граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, устанавливаемых федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, путем внесения изменения в статью 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Также законопроектом предлагается закрепить в Жилищном кодексе понятие норматива потребления коммунальной услуги, определив его как количественный, экономически обоснованный показатель объема потребления коммунального ресурса, достаточный для обеспечения нормативного функционирования и удовлетворения потребностей граждан, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставляемую потребителю в жилом или нежилом помещении, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
Жилищным кодексом установлена обязанность по внесению гражданами и организациями платы за жилые помещения и коммунальные услуги. Между тем целым рядом законодательных актов Российской Федерации предусмотрены меры социальной поддержки в виде предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Однако, как следует из пояснительной записки к законопроекту, установленные нормативы потребления в ряде субъектов Российской Федерации являются экономически не обоснованными и не соответствуют реальному потреблению жилищно-коммунальных услуг. В этой связи законопроектом предлагается уравнять право на компенсацию расходов на жилищно-коммунальные услуги для некоторых льготных категорий граждан Российской Федерации.
При этом пояснительная записка не содержит обоснований необходимости установления единого норматива потребления коммунальной услуги. Отсутствуют статистические данные, свидетельствующие о недостаточности установленных мер поддержки льготных категорий граждан, а также информация и соответствующие расчеты о количестве граждан и финансовой потребности в средствах в случае реализации указанного законопроекта.
Кроме того, следует отметить, что расчет регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям ограничивается учетом объективных различий в стоимости этих услуг в городской и сельской местности. При этом региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, могут быть установлены раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе по населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам. В противном случае будут созданы неравные условия для муниципальных образований с различным уровнем развития инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Однако в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 861, органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сведения о фактической численности получателей с указанием категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и размера занимаемой площади жилого помещения.
Таким образом, реализация законопроекта повлечет дополнительные расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку федеральных и региональных льготных категорий граждан. В этой связи во исполнение требований пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. При этом финансово-экономическое обоснование и пояснительная записка к законопроекту не содержат соответствующих расчетов и социальных прогнозов, а также не определяют источники финансового обеспечения дополнительных расходов и порядок исполнения этих расходных обязательств.
На основании изложенного законопроект не поддерживается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.