Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2017 г. N АКПИ17-329
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Стратиенко В.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Океанпром" об оспаривании в части приказа Федерального агентства по рыболовству от 9 декабря 2015 г. N 915-дсп "О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 3 декабря 2015 г. N 898-дсп", установил:
приказом Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство) от 9 декабря 2015 г. N 915-дсп "О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 3 декабря 2015 г. N 898-дсп" (далее - Приказ N 915-дсп) внесены изменения в приложение 6 к приказу Росрыболовства от 3 декабря 2015 г. N 898-дсп "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов Северного рыбохозяйственного бассейна, а также квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2016 год" (далее - Приказ N 898-дсп).
Приложением 6 к Приказу N 898-дсп определены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на 2016 год.
Согласно внесенным в приложение 6 изменениям с учетом квот, выделенных России в соответствии с протоколом 45-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, из общего объема квоты добычи (вылова) синекорого палтуса на 2016 год, составляющего 9225 тонн, указанного в Приказе N 915-дсп, для прилова при осуществлении добычи (вылова) донных видов рыб на 2016 год отводится 2000 тон.
Общество с ограниченной ответственностью "Океанпром" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании приведенных выше изменений, внесенных Приказом N 915-дсп в приложение 6 к Приказу N 898-дсп, касающихся отведения 2000 тонн синекорого палтуса для прилова при осуществлении добычи (вылова) донных видов рыб на 2016 год, как противоречащих статье 3 Приложения I к Договору между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 г., статье 4 и части 1 статьи 29.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", пункту 7 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444, пункту 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, и ограничивающих право Общества на осуществление предпринимательской деятельности в области промышленного рыболовства.
В судебном заседании представителем Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) - Киселевой Л.В. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с тем, что Приказ N 915-дсп имел период применения, ограниченный 2016 годом, и на дату подачи административного иска являлся недействующим. Следовательно, перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Представитель Общества Соловьев Ю.Г. возражал против удовлетворения ходатайства о прекращении и производства по делу, ссылаясь на то, что оспариваемый акт является нормативным правовым, был применен в отношении Общества, в связи с чем утрата им силы не может служить основанием для прекращения производства по данному административному делу.
Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Косарева Н.И., и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Фоменко Ю.А. поддержали заявленное ходатайство.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей ходатайство подлежащим удовлетворению, а производство по делу подлежащим прекращению, Верховный Суд Российской Федерации находит ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из содержания Приказа N 915-дсп, его действие распространялось только на 2016 год, так как Росрыболовством общие допустимые уловы водных биологических ресурсов, а также квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров распределяются ежегодно.
Указанный в данном приказе общий объем квоты добычи (вылова) синекорого палтуса на 2016 год установлен для России Протоколом 45-ой сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
В октябре 2016 г. состоялась 46-я сессия Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, на которой были установлены общие допустимые уловы и распределены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 2017 год.
Таким образом, действие положений, являющихся предметом оспаривания по данному делу, прекращено, в связи с чем они перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации определил:
производство по делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Океанпром" об оспаривании в части приказа Федерального агентства по рыболовству от 9 декабря 2015 г. N 915-дсп "О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 3 декабря 2015 г. N 898-дсп" прекратить.
Определение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2017 г. N АКПИ17-329
Текст определения официально опубликован не был