Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к резолюции Высшего Государственного
Совета Союзного государства
от 30 июня 2017 г. N 1
Обобщенная информация
министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации об итогах реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы
Концепция социального развития Союзного государства на 2011 - 2015 годы (далее - Концепция) утверждена постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 25 ноября 2011 г. N 7.
В данном документе обобщен опыт предшествующих лет по интеграционному сотрудничеству и намечены перспективы дальнейшего развития социальных отношений Союзного государства.
Реализация целей и задач, поставленных в Концепции, помогла закрепить достигнутые результаты и продолжить дальнейшее сотрудничество по осуществлению согласованной социальной политики Союзного государства. Ее реализация способствовала значительному продвижению в обеспечении равных прав граждан Беларуси и России.
Ход выполнения Концепции систематически рассматривался Советом Министров Союзного государства.
Обобщенная информация об итогах реализации Концепции подготовлена Постоянным Комитетом Союзного государства на основании материалов, представленных министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации, ответственными за её реализацию.
Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, осуществлялось на основании Декретов о бюджетах Союзного государства на соответствующие годы, а также за счет собственных средств министерств и ведомств Беларуси и России, ответственных за реализацию мероприятий Концепции.
1. Политика общего рынка труда
(отв. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации)
Развитие общего рынка труда является одним из приоритетных направлений взаимодействия Беларуси и России в рамках Союзного государства. Основная цель сотрудничества - создание организационно-экономических и правовых условий для повышения экономической и социальной эффективности занятости населения.
В рамках реализации задач, содержащихся в Концепции, созданы условия для повышения экономической и социальной эффективности занятости населения путем унификации законодательства в сфере занятости населения государств - участников Договора о создании Союзного государства (далее - государства-участники), организации доступа к созданным банкам вакансий, повышения территориальной мобильности рабочей силы в рамках Союзного государства, а также реализации иных мер в сфере политики занятости.
Граждане Беларуси и России могут осуществлять трудовую деятельность на территории обеих стран без разрешения на право занятия трудовой деятельностью в соответствии с решением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 22 июня 1996 г. N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплаты труда и предоставление социальных гарантий" и Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года.
Граждане Беларуси и России, желающие трудоустроиться на территории Союзного государства, могут заниматься поиском работы самостоятельно, используя электронные банки вакансий. Для оперативного поиска гражданами работы созданы:
- в Республике Беларусь - общереспубликанский банк вакансий, который размещен в сети Интернет на информационном портале Государственной службы занятости (http://gsz.gov.by);
- в Российской Федерации - информационный портал Федеральной службы по труду и занятости, "Работа в России", размещенный в сети Интернет (www.trudvsem.ru).
Пользователи упомянутых банка вакансий и информационного портала получают доступ, в том числе к сведениям о свободных рабочих местах (вакантных должностях) с информацией о предоставлении жилья, адресами и телефонами органов службы занятости.
В целях своевременного выявления изменений, происходящих в сфере занятости и безработицы, исследования факторов, влияющих на состояние рынка труда, прогнозирования развития процессов в сфере занятости и безработицы министерствами труда и социальной защиты Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется мониторинг развития и регулирования рынка труда Беларуси и России.
Взаимодействие и координация сторон в рамках выработки единых подходов по вопросам соблюдения прав и гарантий граждан Беларуси и России в сфере занятости населения осуществлялись, в том числе, посредством проведения совместных мероприятий (семинаров, конференций, совместных заседаний коллегий), а также обмена нормативными правовыми актами.
В целях выработки единых подходов к содействию занятости населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Российской Федерации ежегодно обменивались государственными программами содействия занятости населения.
В 2011 - 2015 годах при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства состоялся ряд экспертно-медийных семинаров по вопросам соблюдения прав и гарантий граждан Беларуси и России в сфере занятости: реформы оплаты труда, нетипичные формы занятости, внешняя трудовая миграция.
С целью повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, улучшения качественных характеристик и структуры предложения рабочей силы на общем рынке труда Союзного государства сторонами значительное внимание уделялось вопросам развития национальных систем квалификации. Вопрос о развитии национальных систем квалификации в Республике Беларусь и Российской Федерации рассматривался на совместном заседании коллегий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (17 октября 2014 г., г. Минск). В соответствии с решением коллегии 17 ноября 2014 г. создана рабочая группа для выработки согласованных подходов к развитию национальных систем квалификации с учетом единого общего рынка труда Беларуси и России.
В декабре 2015 г. в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации состоялась рабочая встреча с представителями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по обсуждению вопросов, касающихся разработки профессиональных стандартов, нормирования труда и предоставления социальных гарантий в Российской Федерации.
Принимаемые меры по развитию национальных систем квалификации Беларуси и России направлены на устранение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, создание благоприятных условий для получения специалистами востребованных знаний, повышение восприимчивости к инновациям, содействие росту заработной платы, привлечение квалифицированных специалистов в наиболее динамично развивающиеся (инновационные) сферы деятельности.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве по вопросам совершенствования национальной системы квалификаций.
2. Политика оплаты труда и повышения уровня жизни населения
(отв. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации)
В соответствии с Концепцией актуальными задачами органов исполнительной власти Беларуси и России в области оплаты труда и повышения уровня жизни населения являлись: обеспечение в каждом из государств устойчивого роста реальной заработной платы как основного источника денежных доходов и средства повышения уровня жизни населения; обеспечение рационального соотношения государственных и рыночных методов и форм регулирования оплаты труда; усиление зависимости размера оплаты труда от его результативности и качества и другие..
С июня 2011 г. в Беларуси изменен механизм регулирования условий оплаты труда работников организаций реального сектора экономики. В настоящее время в реальном секторе экономики главное условие роста заработной платы - это эффективность хозяйствования организаций, в том числе опережающие темпы роста производительности труда над темпами роста заработной платы, и их финансовое состояние.
За 2011 - 2015 годы реальная заработная плата в Беларуси выросла в 1,41 раза.
С 1 января 2016 г. в Беларуси месячная минимальная заработная плата установлена в размере 2 300,0 тыс. рублей. Соотношение месячной минимальной заработной платы к минимальному потребительскому бюджету на начало 2016 года составило - 92,0 процента, к уровню среднемесячной заработной платы за январь - декабрь 2015 г. - 34,2 процента.
Это позволяет поддерживать наименее социально защищенных работников, не допускать резкого расслоения общества по уровню доходов и увеличения числа низкооплачиваемых работников.
25 сентября 2015 г. в г. Минске проведен экспертно-медийный семинар "Унификация подходов к совершенствованию национальных систем квалификации в Республике Беларусь и Российской Федерации". Организована работа по обмену информацией о популяризации института профессиональных стандартов и системы оценки и сертификации квалификаций как инструментов, обеспечивающих решение проблем дисбаланса на национальных рынках труда и образовательных услуг.
В декабре 2015 г. в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации состоялась рабочая встреча с представителями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по обсуждению вопросов, касающихся разработки профессиональных стандартов, нормирования труда и предоставления социальных гарантий в Российской Федерации.
3. Политика в сфере охраны труда
(отв. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации)
В ходе реализации Концепции осуществлялась работа по формированию и реализации государственной политики в области охраны труда, совершенствованию управления в данной сфере на всех уровнях.
Основной целью реализации Концепции в области охраны труда является создание условий труда, максимально снижающих уровень профессиональных рисков и в наибольшей степени благоприятных для работников.
Вопросы возмещения работникам вреда, причиненного здоровью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания регулируются Соглашением о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, от 9 сентября 1994 г.
Государствами-участниками проведена большая работа по установлению единых требований к обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве. Сформирована соответствующая законодательная база для унификации законодательства в данной сфере, в основу права на компенсацию положено фактическое состояние условий труда на конкретном рабочем месте.
На постоянной основе организован обмен нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к сохранению жизни и здоровья работников, обеспечению их высокоэффективными средствами индивидуальной защиты. В настоящее время проводится работа по согласованию формата обмена нормативными правовыми актами в области охраны и условий труда. В Министерстве труда и социальной защиты Беларуси введена в промышленную эксплуатацию система АИС "Мониторинг условий труда", содержащая все действующие нормативные правовые акты в области охраны и условий труда.
На протяжении 5 лет ежегодно проводятся совместные научно-практические конференции, в рамках которых специалисты обмениваются опытом работы по созданию и обеспечению безопасных условий труда, информацией об изменениях в нормативных правовых актах по вопросам охраны труда.
По итогам проведения семинаров и конференций достигнуто взаимопонимание по дальнейшему формированию единой методологической основы межотраслевых правил по охране труда, а также ГОСТов, СНиПов и санитарных правил.
Вопрос о проведении согласованной политики в сфере охраны труда в рамках реализации Концепции рассмотрен в ходе совместного заседания коллегий министерств труда и социальной защиты Республики Беларусь и Российской Федерации, которое состоялось 13 декабря 2013 г. в г. Москве.
С учетом основных направлений сотрудничества в сфере охраны труда, предусмотренных Концепцией, проводилась работа по унификации систем страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний с учетом необходимости стимулирования инвестиций в обеспечение безопасных условий труда и максимального возмещения ущерба для работников. Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование экономических механизмов стимулирования нанимателя к улучшению условий труда при помощи системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.
Проводилась работа по подготовке согласованных предложений по установлению единых требований безопасности в Республике Беларусь и Российской Федерации. Рассматривались направленные Минтрудом России в адрес Минтруда и соцзащиты Беларуси правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, правила по охране труда при работе на высоте, в строительстве, а также Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
По результатам анализа национальных законодательств сторон установлена идентичность порядка обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Подходы к планированию и разработке мероприятий по охране труда в Беларуси и России также аналогичны.
В Беларуси и России требования по охране труда при выполнении работ на высоте отличаются. Минтрудом и соцзащиты Беларуси подготовлен проект нормативного правового акта, устанавливающего требования по охране труда при выполнении работ на высоте, которые аналогичны требованиям, установленным в Российской Федерации, но применяемым к работам, выполняемым на высоте от 1,3 метра и более.
Для выработки единых подходов к формированию базы статистических данных по вопросам охраны труда в Беларуси и России состоялся обмен формами статистической отчетности по вопросам условий и охраны труда, по результатам анализа которых отмечена принципиальная идентичность состава собираемых в Беларуси и России статистических данных по вопросам условий и охраны труда.
4. Политика в сфере социальной защиты
(отв. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации)
Политика социальной защиты населения Беларуси и России направлена на создание социально-экономических условий, обеспечивающих усиление социальной защищенности населения, повышение уровня и качества жизни малообеспеченных и находящихся в трудной жизненной ситуации граждан и членов их семей.
С 1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе урегулированы вопросы предоставления гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Граждане Республики Беларусь и Российской Федерации имеют равные права на получение указанных пособий на территории государства пребывания, как и граждане государства пребывания.
Таким образом, граждане Беларуси и граждане России, находящиеся на территории России и Беларуси соответственно, имеют право на получение пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории государства пребывания, независимо от статуса пребывания, а работодатели уплачивают за них страховые взносы в фонды (в Беларуси - Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в России - Фонд социального страхования Российской Федерации) в размерах и порядке, установленных законодательством государства пребывания, также как и за граждан государства пребывания.
Также в соответствии с положениями международных договоров и законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации белорусским гражданам предоставлены равные права с российскими гражданами в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В области обеспечения пенсионных прав граждан осуществлялась реализация положений Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г. (далее - Договор).
Право на пенсионное обеспечение по Договору имеют проживающие на территориях договаривающихся сторон граждане Республики Беларусь и Российской Федерации, а также члены их семей, подпадающие под действие законодательства договаривающихся сторон.
15 марта 2011 г. подписано Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее - межведомственное Соглашение), в котором закреплен порядок взаимодействия компетентных органов сторон по реализации положений Договора, в том числе осуществлению выплаты пенсий и пособия на погребение и перечислению (переводу) для этого денежных средств. Межведомственным соглашением утверждены соответствующие формы документов, которыми обмениваются компетентные органы.
С учетом правоприменительной практики межведомственного Соглашения, в рамках выполнения резолюции Высшего Государственного Совета Союзного государства от 25 декабря 2013 г. N 3 "О ходе работы по обеспечению равных прав граждан в социальной сфере" в целях оптимизации администрирования процесса выплаты пенсий, назначенных по Договору, с учетом интересов пенсионеров 30 декабря 2014 г. подписан Протокол о внесении изменений в межведомственное Соглашение. Реализация данного Протокола дала конкретные результаты - выплата пенсий, назначенных в соответствии с Договором, с 2015 года осуществляется уже в начале третьего месяца квартала.
Вопрос о состоянии пенсионных систем Беларуси и России и дальнейших путях их развития рассмотрен на совместном заседании коллегий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, состоявшемся 23 октября 2015 г.
По итогам рассмотрения признано целесообразным продолжить работу по дальнейшему координированному развитию пенсионных систем.
В 2015 году по инициативе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь компетентными органами Сторон прорабатывался вопрос о возможности сверки баз данных систем индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в Беларуси и России для дальнейшего пенсионного обеспечения.
В Беларуси и России проводится работа по совершенствованию адресной социальной поддержки населения, внедряются новые подходы к ее предоставлению.
В ходе совместного заседания коллегий министерств труда и социальной защиты Республики Беларусь и Российской Федерации 23 октября 2015 г. рассмотрен вопрос о развитии адресной социальной поддержки населения. Стороны обменялись опытом и информацией по вопросам развития адресной социальной поддержки населения.
В Российской Федерации расширяется практика оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, направленная на стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации и выходу из бедности.
В регионах с учетом лучших практик принимаются решения, направленные на увеличение числа малоимущих семей, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, совершенствование регионального законодательства об оказании данной помощи. В отдельных регионах при заключении социального контракта обязательно предусматривается трудоустройство неработающих членов семьи трудоспособного возраста. Увеличиваются расходы региональных бюджетов на оказание данной помощи.
В законодательство Российской Федерации внесены изменения, направленные на совершенствование предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют возможность перераспределять средства, высвободившиеся в результате применения критериев нуждаемости, на цели адресной социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан, реально нуждающихся в такой поддержке, а также на повышение ее объема (размера).
В Республике Беларусь в период реализации Концепции в системе государственной адресной социальной помощи произошли существенные изменения, направленные на повышение охвата нуждающихся граждан социальной поддержкой. В отношении родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, введена норма, предусматривающая оказание выплаты ежемесячного социального пособия при условии реализации родителем права на получение алиментов на содержание детей. Для безработных граждан введено условие, согласно которому безработные, отказавшиеся от предложений подходящей работы либо профессиональной подготовки, права на ежемесячное социальное пособие не имеют. Права на такое пособие также лишаются граждане, которые в течение 6 месяцев расчетного периода не относились к категории занятых либо безработных.
Развитие системы социального обслуживания населения в Беларуси осуществлялось в рамках реализации мероприятий Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011 - 2015 годы, а также в соответствии с новой редакцией Закона Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. N 395-З "О социальном обслуживании".
Данным Законом регламентированы правоотношения в сфере социального обслуживания, определена система государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области социального обслуживания, а также уточнен перечень организаций, оказывающих социальные услуги.
5. Миграционная политика
(отв. Министерство внутренних дел Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Российской Федерации (Федеральная миграционная служба)
Министерством внутренних дел Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации (Федеральной миграционной службой) последовательно осуществляется работа по созданию единого миграционного пространства Союзного государства.
Важным шагом в данном направлении явилось подписание ряда двусторонних международных договоров по вопросам миграционной политики и обеспечения равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории обеих стран.
25 ноября 2011 г. в г. Москве состоялось заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства, в ходе которого был заслушан вопрос о ходе формирования единого миграционного пространства Союзного государства. По итогам заседания подписан Протокол о внесении дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 г.
Протоколом предусматривается освобождение постоянно или временно проживающих в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства от заполнения миграционных карт единого образца при въезде на территорию Республики Беларусь и их предъявления при выезде за Пределы Республики Беларусь, как это предусмотрено белорусским законодательством.
Большую роль в подготовке совместных решений, направленных на формирование единого миграционного пространства, играет Межгосударственная межведомственная рабочая группа по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики, состоящая из представителей различных государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации. Заседания Межгосударственной межведомственной рабочей группы проводятся, как правило, два раза в год поочередно в Беларуси и России. За период реализации Концепции проведено двенадцать заседаний, основная цель которых - обсуждение вопросов миграционной политики на территориях Беларуси и России, выработка согласованных рекомендаций и решение проблем в области равных прав граждан на территориях двух государств, формирование общих подходов при реализации законодательства в сфере миграции.
Постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 октября 2014 г. N 3 утвержден План мероприятий на период 2014-2016 годов по формированию единого миграционного пространства на территориях государств-участников.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных указанным Планом, 3 марта 2015 г. в г. Москве в рамках заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства были подписаны следующие международные документы:
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и порядке исполнения решений об отказе во въезде на территорию государств-участников Соглашения (ратифицировано Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 299-ФЗ; ратифицировано Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2015 г. N 320-З).
Данное Соглашение предусматривает использование решений об отказе во въезде (неразрешении въезда), принятых уполномоченными органами государства одной стороны, в качестве оснований для отказа иностранному гражданину или лицу без гражданства во въезде, выдаче визы для въезда на территорию государства другой стороны или сокращения срока временного пребывания на территории государства другой стороны.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке обмена сведениями о гражданах Российской Федерации и Республики Беларусь, в отношении которых действуют ограничения на выезд (ратифицировано Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 298-ФЗ; ратифицировано Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2015 г. N 319-З).
Указанное Соглашение предусматривает обмен сведениями о гражданах государств сторон, в отношении которых действуют ограничения на выезд, установленные в соответствии с законодательством государства гражданства и (или) государства пребывания (проживания).
Обмен сведениями осуществляется в целях недопущения выезда граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, в отношении которых действуют ограничения на выезд в третьи государства, а также в целях предотвращения угрозы национальной и общественной безопасности в государствах-участниках.
Кроме того, протокольным решением Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства от 11 сентября 2015 г. N 9 "О формировании единого визового пространства России и Беларуси" поручено МИД России и МИД Беларуси совместно с заинтересованными органами государственного управления подготовить "дорожную карту" формирования единого визового пространства Беларуси и России и внести соответствующие предложения на очередное заседание Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства.
Осуществлялась подготовка проекта российско-белорусского межправительственного соглашения о взаимном признании виз, предусматривающего возможность использования для временного пребывания и транзита через территорию государства одной стороны виз, выданных для въезда, пребывания и выезда с территории государства другой стороны.
В рамках заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства от 24 января 2006 г.
Протоколом предусмотрено освобождение граждан сторон от регистрации по месту пребывания в течение 90 дней с даты въезда на территорию другой стороны.
В целях противодействия незаконной миграции осуществлялось сотрудничество между Федеральной миграционной службой и Министерством внутренних дел Республики Беларусь в ходе совместной работы в рамках Совета руководителей миграционных органов государств - участников СНГ, Координационного совета руководителей компетентных органов государств - членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией.
В рамках исполнения Соглашения между Федеральной миграционной службой и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о взаимодействии компетентных органов в сфере миграции приграничных регионов в области борьбы с незаконной миграцией от 5 декабря 2008 г. ежегодно проводились рабочие встречи представителей Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси и ФМС России, а также совместные мероприятия по усилению охраны государственной границы Российской Федерации на российско-белорусском участке государственной границы.
25 - 26 июня 2015 г. в г. Витебске состоялось очередное совместное совещание по взаимодействию компетентных органов приграничных регионов Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере миграции. По результатам его проведения подписан протокол, согласно которому стороны договорились продолжить взаимодействие компетентных органов в сфере миграции.
В ходе совместных совещаний представители миграционных органов Беларуси и России обмениваются информацией о существующем взаимодействии при подготовке и проведении совместных межведомственных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению каналов незаконной миграции иностранцев (ОПМ "Нелегал"), также рассматриваются проблемные вопросы взаимодействия и пути их решения.
6. Демографическая политика
(отв. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации)
В Республике Беларусь в целях создания условий для формирования предпосылок улучшения процессов воспроизводства населения реализована Национальная программа демографической безопасности на 2011 - 2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. N 357 (далее - Национальная программа), в Российской Федерации - Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294, мероприятия которых направлены на сохранение и укрепление здоровья населения, сокращение уровня смертности населения и увеличение продолжительности жизни, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, укрепление института семьи и повышение рождаемости.
Кроме того задачи стабилизации численности населения и формирования предпосылок к последующему демографическому росту решаются в рамках выполнения ряда государственных программ в сфере жилищного строительства, образования, социальной защиты, безопасности дорожного движения.
Реализация национальных стратегий демографического развития позволила снизить темпы депопуляции, обеспечить рост рождаемости, увеличить продолжительность жизни населения обеих стран.
Так, согласно оперативным данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, на 1 января 2016 г. в стране проживает 9 468,4 тыс. человек, что на 17,5 тыс. человек больше, чем на 1 января 2015 г.
Естественная убыль населения сократилась с 29,1 тыс. человек в 2010 году до 998 чел. в 2015 году. Депопуляция за этот же период снизилась до уровня 1,01 (в 2010 году - 1,27), т.е. вплотную приблизилась к ее пороговому значению - 1,0.
В Российской Федерации с 2009 года наблюдается рост численности населения, который складывается как за счет существенно уменьшившейся естественной убыли, а с 2013 года за счет естественного прироста населения, так и в результате миграционного прироста.
На 1 января 2016 г. в России насчитывается 146 544,7 тыс. человек, что на 277,4 тыс. человек больше, чем на 1 января 2015 г.
За счет роста рождаемости и снижения смертности с 2013 года фиксируется естественный прирост населения. В 2015 году он составил 32,1 тыс. человек.
Вместе с тем несмотря на положительные демографические тенденции, остается ряд проблем, требующих повышенного внимания, а именно: низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий простое воспроизводство населения, высокий уровень смертности, особенно в трудоспособном возрасте, заболеваемости и инвалидизации, тендерный разрыв в продолжительности жизни, старение населения.
К приоритетным направлениям сотрудничества в сфере демографического развития в соответствии с Концепцией относятся: улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи, пропаганды здорового образа жизни; создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания детей. В целях выработки единых подходов к решению данных задач проведена следующая работа.
Вопросы демографического развития Республики Беларусь и Российской Федерации рассмотрены в ноябре 2012 г. в г. Минске на заседании совместной коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В рамках проекта международной технической помощи по поддержке реализации Национальных программ демографической безопасности Республики Беларусь в 2012 - 2015 годах организовано повышение квалификации государственных служащих, работающих в сфере демографической безопасности, в научных организациях Российской Федерации.
Актуальные вопросы взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере здравоохранения обсуждены на совместных заседаниях коллегий Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Москва, декабрь 2014 г., г. Минск, июнь 2015 г.).
В 2011 - 2015 годах в сфере охраны здоровья продолжалось активное взаимодействие Республики Беларусь с субъектами Российской Федерации.
В период с 2012 по 2015 годы проведено 4 совместных экспертно-медийных семинара по вопросам демографической политики. Актуальные для Российской Федерации и Республики Беларусь вопросы демографического развития обсуждались в рамках, проведенных на территории России следующих международных научно-практических конференций, в которых принимали участие представители научных организаций Республики Беларусь:
"Демографическое развитие России: Задачи демографической политики и усиления социальной поддержки населения" (19 - 20 апреля 2011 г., г. Москва);
"Демографическое настоящее и будущее России и ее регионов в первой четверти XXI века" (30-31 мая 2012 г., г. Москва);
"Стратегия демографического развития России: рождаемость и семейная политика" (19 июня 2013 г., г. Москва).
7. Политика в сфере здравоохранения
(отв. Министерство здравоохранения Республики Беларусь и Министерство здравоохранения Российской Федерации)
С момента образования Союзного государства системы здравоохранения Беларуси и России успешно сотрудничают по многим направлениям деятельности. В основе последовательного развития сотрудничества лежит использование опыта друг друга и ориентация на новые технологии.
В рамках Договора о создании Союзного государства разработаны и реализуются соглашения, которые являются основополагающими документами в совместной деятельности систем здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации. Реализация вышеуказанных документов способствует углублению интеграции и повышению эффективности деятельности национальных систем здравоохранения, формированию и осуществлению общей политики в области охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия для обеспечения демографической безопасности обеих стран.
Порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь и гражданам Российской Федерации определен Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации, подписанным 24 января 2006 г. (далее - Соглашение).
В Республике Беларусь с 2010 по 2015 годы отмечен рост объема оказанной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, кроме скорой помощи (стационарная помощь на бесплатной основе, стационарная помощь на платной основе, амбулаторно-поликлиническая помощь на бесплатной основе, амбулаторно-поликлиническая помощь на платной основе).
В 2015 году в Республике Беларусь общее число посещений гражданами Российской Федерации учреждений здравоохранения составило 91 245 человек.
В Российской Федерации в период 2011 - 2015 годов отмечено ежегодное увеличение числа граждан Республики Беларусь, постоянно и временно проживающих, а также работающих по трудовым договорам, получающих медицинскую помощь в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В 2015 году общее число посещений гражданами Республики Беларусь врачей в государственных и муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждениях Российской Федерации составило 14 114 человек, что на 20,2 процента больше по сравнению с 2014 годом. Из стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 2015 году выписано 4 946 граждан Республики Беларусь, что на 12,8 процента больше по сравнению с 2014 годом.
В связи с произошедшими в последнее время в системах здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации изменениями в части предоставления медицинской помощи иностранным гражданам, а также для обеспечения равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на получение медицинской помощи Советом Министров Союзного государства принята резолюция от 29 сентября 2015 г. N 11 "О развитии сотрудничества в области повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров и расширении категорий граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации, получающих медицинскую помощь соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь бесплатно", согласно которой министерствам здравоохранения Беларуси и России поручено провести соответствующие процедуры согласования и подписания проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение.
Между министерствами здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется ряд совместных научных исследований в области кардиологии, радиационной медицины. Ведущие белорусские и российские научно-практические центры, а также медицинские учреждения высшего образования Беларуси и России имеют двусторонние соглашения о сотрудничестве. Соглашения предусматривают, как правило, обмен методической и научно-практической информацией, организацию краткосрочных стажировок специалистов, проведение совместных семинаров для анализа общих научных исследований, совместные публикации.
За пять лет специалисты республиканских научно-практических центров, медицинских учреждений, организаций здравоохранения приняли участие в около 500 научно-практических семинарах, конференциях, конгрессах, форумах, съездах и симпозиумах, проходивших в Российской Федерации. В свою очередь, медицинские организации Российской Федерации приняли участие в работе более 100 аналогичных мероприятий в Республике Беларусь.
Наиболее значимые результаты для белорусского и российского здравоохранения получены в ходе реализации двух крупных программ Союзного государства - программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года и программы "Разработка новых методов и технологий восстановительной терапии патологически измененных тканей и органов с использованием стволовых клеток" (шифр "Стволовые клетки").
В результате выполнения мероприятий программы "Стволовые клетки" в государствах-участниках созданы научные и организационные основы для разработки технологий трансплантации стволовых клеток в экспериментальных моделях, разработки схем их возможного применения при широком спектре патологий органов и систем, а также обеспечения резервного объема стволовых клеток путем создания соответствующих клеточных банков.
Совместные мероприятия Беларуси и России по оказанию помощи пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам проводятся с 1998 года. В этом направлении реализованы уже три программы Союзного государства по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.
В настоящее время в рамках Союзного государства выполняются мероприятия Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года, в результате которой созданы й функционируют: Единый регистр Беларуси и России по ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС и их потомкам; Единый каталог накопленных доз облучения населения территорий Беларуси и России, загрязненных радионуклидами вследствие аварии на ЧАЭС; Единый каталог доз облучения щитовидной железы жителей Беларуси и России.
В рамках реализации мероприятий данной Программы разработаны новые и усовершенствованы существующие методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний у граждан, подвергшихся воздействию радиации.
В работе семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему "30 лет после Чернобыльской катастрофы. Роль Союзного государства в преодолении ее последствий", принимали участие специалисты профильных департаментов и подведомственных учреждений министерств здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации.
Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации разработан проект программы Союзного государства "Разработка новых спинальных систем с использованием технологий прототипирования в хирургическом лечении детей с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника". Целью этой программы является разработка в государствах-участниках образцов новых спинальных систем с использованием инновационных технологий прототипирования и новых хирургических технологий лечения детей с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника для оказания специализированной медицинской помощи детям с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника.
Развивается сотрудничество в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров, признания государственных дипломов, обмена научными и медицинскими кадрами, а также по разработке единых образовательных стандартов. Во исполнение резолюции Совета Министров Союзного государства от 29 сентября 2015 г. N 11 "О развитии сотрудничества в области повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров и расширении категорий граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации, получающих медицинскую помощь соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь бесплатно" министерствами здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации подготовлен проект межведомственного документа - Меморандума о взаимопонимании между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования.
Учитывая структуру смертности, основной задачей по ее снижению является формирование у населения мотивации на здоровый образ жизни, воспитание личной ответственности за собственное здоровье. Актуальные вопросы взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации, взаимного обмена информацией о состоянии здоровья населения и деятельности медицинских организаций ежегодно обсуждаются на совместных заседаниях коллегий Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Осуществляется взаимодействие субъектов Российской Федерации и регионов Республики Беларусь по вопросам охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По вопросу об унификации нормативной базы в сфере здравоохранения, включая производство, регистрацию и реализацию лекарственных средств и медицинской техники, министерствами здравоохранения Беларуси и России подписаны следующие межведомственные двусторонние документы:
- Соглашение между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о сотрудничестве в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (от 26 января 2011 г.);
- Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Беларусь о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (от 28 апреля 2011 г.);
- Меморандум о сотрудничестве в области здравоохранения между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Красноярского края Российской Федерации (от 30 октября 2012 г.).
Кроме того, обеспечено выполнение Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о развитии сотрудничества в области производства и взаимных поставок лекарственных средств от 14 декабря 2007 г.
Министерством здравоохранения Республики Беларусь определен порядок обмена информацией по мониторингу безопасности лекарственных средств, разработан и согласован с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации алгоритм информационного взаимодействия по мониторингу безопасности лекарственных средств, находящихся в обращении на территории Республики Беларусь и Российской Федерации. Информационное взаимодействие по вопросам обращения фальсифицированных и некачественных лекарственных средств осуществляется согласно утвержденному Сторонами алгоритму (в течение 72 часов с момента выявления фальсифицированного и некачественного лекарственного средства).
8. Экологическая политика
(отв. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)
Целью взаимодействия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является сохранение благоприятной окружающей среды, целостности природных экосистем, устойчивое и рациональное использование природных ресурсов, улучшение условий проживания и здоровья населения, обеспечение экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений.
20 декабря 2013 г. в г. Минске состоялось совместное заседание коллегий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в ходе которого принято решение о нецелесообразности разработки проекта концепции программы Союзного государства "Сохранение и устойчивое управление водно-болотными угодьями приграничных регионов Беларуси и России". Однако, учитывая важность вопроса, поручено активизировать сотрудничество в данном направлении на региональном уровне.
С целью реализации соглашений, подписанных природоохранными службами Сторон, в регионах Республики Беларусь и Российской Федерации создаются рабочие группы для решения отдельных задач с привлечением ученых и специалистов обоих государств. Наиболее активно реализуется Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов. Созданы совместная Белорусско-Российская Комиссия по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов, а также рабочие группы данной Комиссии по бассейнам рек Днепр и Западная Двина. На заседаниях рассматриваются результаты мониторинга качества поверхностных вод бассейнов рек. Согласованы и утверждены формы краткой водохозяйственной характеристики трансграничных вод и критерии оценки содержания тяжелых металлов в поверхностных водах. Подготовлены предложения по улучшению экологического состояния рек Днепр и Западная Двина.
Договором о создании Союзного государства гидрометеорологическая служба отнесена к исключительному ведению Союзного государства. Реализация положений Договора о создании Союзного государства обеспечивается Комитетом Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды (далее - Комитет). Заседания совместной коллегии, на которых рассматриваются различные вопросы производственной деятельности и развития единой гидрометеослужбы Союзного государства, проводятся на регулярной основе 2 раза в год (за 2012 - 2015 годы состоялось 8 заседаний Комитета).
Решением совместной коллегии Комитета создана и осуществляет свою деятельность Рабочая группа по взаимодействию заинтересованных областных центров Белгидромета и Росгидромета. С 2012 по 2015 годы поочередно на территориях Беларуси и России проведено по 4 заседания Рабочей группы. На заседаниях рабочей группы принимаются решения, направленные на реализацию конкретных мер по повышению эффективности гидрометеорологического обеспечения, в первую очередь, сопредельных приграничных территорий.
Важной инициативой Рабочей группы по взаимодействию Белгидромета и Росгидромета были организация и проведение международных конкурсов специалистов массовых профессий гидрометеорологической службы среднего звена - техников: агрометеорологов, метеорологов, гидрологов. В 2014 году на 59-ом совместном заседании коллегии Комитета утверждено Положение о конкурсе на лучшего техника-аэролога Комитета. Победителям конкурса вручаются почетные грамоты Комитета, памятные подарки.
План совместной оперативно-производственной деятельности в рамках Комитета на 2014 - 2015 годы был утвержден председателем совместной коллегии Комитета и выполнен в полном объеме.
Ежегодно специалисты природоохранного сектора Беларуси и России принимают участие в совместных научно-практических семинарах, конференциях, конгрессах, форумах, съездах и симпозиумах. Представители Минприроды России ежегодно приглашаются в Беларусь на Республиканский экологический форум. При содействии Постоянного Комитета Союзного государства с 29 по 31 марта 2015 г. в г. Сочи, Российская Федерация, проведен совместный пресс-тур для российских и белорусских журналистов на тему "Гидрометеорологическое обеспечение крупных спортивных мероприятий".
На интернет-сайте Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды имеются ссылки на источники гидрометеорологической информации Беларуси и России для информирования заинтересованных лиц и организаций.
Примером совместного сотрудничества по реализации союзных программ и мероприятий служит взаимодействие в области гидрометеорологии. Достигнут значительный прогресс в освоении новых технологий и создании моделей прогнозирования погоды, разработаны новые методики и комплексы, в том числе на основе данных спутниковой информации, созданы различные модули прогнозирования погоды для отраслей народного хозяйства.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды разработан проект программы Союзного государства "Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства". Цель этой программы - повышение уровня защищенности отраслей экономики, жизненно важных интересов личности, общества и государств от воздействия опасных природных явлений и адаптация к изменению климата.
В апреле 2011 г. МЧС Беларуси и МЧС России организована и проведена Международная научно-практическая конференция "25 лет после чернобыльской катастрофы, преодоление ее последствий в рамках Союзного государства" (Чернобыль 25 лет спустя)" в г. Брянске. В ходе проведения мероприятия стороны обсудили результаты и обменялись опытом работы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
В рамках реализации в 2013 - 2015 годах мероприятий Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года, МЧС Беларуси и МЧС России, совместно с Минсельхозом России, Россельхозом, ФМБА, Минздравом России, Роспотребнадзором выполнялись работы по созданию единого фонда материалов по чернобыльской тематике, создан интернет-портал в области формирования культуры безопасной жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Разработан единый регламент работ по реагированию, оповещению и информированию населения приграничных территорий России и Беларуси.
Подготовлены единые стандарты оценки качества и эффективности, а также требования по обеспечению функционирования межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного характера и соблюдения режима зон радиоактивного загрязнения на приграничных территориях России и Беларуси.
Созданы элементы системы контроля за режимом безопасной жизнедеятельности населения приграничных территорий, включая сегменты контроля радиационной обстановки и поддержки принятия решений по реагированию и оповещению при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций радиационного характера на указанных территориях на базе Центров управления в кризисных ситуациях МЧС России.
Выполнена оценка современного состояния радиационной обстановки и радиоэкологического состояния почвенно-земельных ресурсов, лесного фонда, других природно-растительных комплексов, водных экосистем на территориях отчуждения и отселения, а также проведено комплексное исследование по оценке социальной эффективности содержания и управления отселенными территориями Беларуси и России.
Разработан проект Единой концепции управления территориями отселения и отчуждения Беларуси и России.
Организованы и проведены на базе центров социально-психологической реабилитации населения информационно-консультативные семинары по вопросам безопасной жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях.
МЧС Беларуси и МЧС России разработаны рекомендации по организации деятельности белорусских и российских информационных центров на основе обмена опытом работы по повышению информированности населения и местных органов исполнительной власти.
Разработаны совместные программы и методические рекомендации для проведения занятий с детьми школьного возраста по вопросам безопасного проживания и поведения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Проведена международная конференция по обмену опытом специалистов психологических служб МЧС России и МЧС Беларуси на основе единого консолидированного подхода к деятельности психологических служб МЧС России и МЧС Беларуси в области оказания психологической помощи на различных этапах чрезвычайных ситуаций радиационного характера.
Проведен выездной круглый стол "Создание российско-белорусской системы организационных и научно-методических стандартов деятельности психологических служб МЧС России в области оказания психологической помощи на различных этапах чрезвычайных ситуаций радиационного характера" на базе Российского отделения российско-белорусского информационного центра по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
МЧС Беларуси и МЧС России разработано единое организационно-методическое обеспечение российско-белорусской системы дистанционного консультирования и информирования населения радиоактивно загрязненных территорий Беларуси и России и на основе современных технологий проведены совместные информационно-пропагандистские мероприятия.
9. Политика в сфере образования
(отв. Министерство образования Республики Беларусь, Министерство образования и науки Российской Федерации)
Целью взаимодействия Министерства образования Республики Беларусь и Министерства образования и науки Российской Федерации является достижение нового, отвечающего самым современным требованиям качества всех уровней образования, обеспечивающего развитие общего образовательного, культурного, научно-технологического пространства, более полное удовлетворение социально-экономических потребностей Беларуси и России в высококвалифицированных специалистах.
Белорусско-Российское сотрудничество по реализации Концепции в части, касающейся сфер образования и молодежной политики, осуществлялось в рамках мероприятий по последовательному развитию и модернизации национальных систем образования на основе утверждаемых решениями Совета Министров Союзного государства ежегодных планов. Работа по выполнению планов реализации Концепции ежегодно рассматривалась на совместных заседаниях коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Реализация положений Концепции позволила сделать очередные важные шаги по формированию общего образовательного пространства Союзного государства, в частности, в:
сближении законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации с целью обеспечения равных прав граждан обоих государств в образовательной сфере;
обеспечении принятия согласованных управленческих решений, укреплении взаимодействия и сотрудничества отраслевых и региональных органов управления образованием и организаций образования Республики Беларусь и Российской Федерации;
обеспечении социальной защищенности обучающихся и работников образования;
создании с учетом инклюзивных подходов образовательной среды в учреждениях образования для лиц с особенностями в психофизическом развитии;
обеспечении сопоставимости образовательных программ, сроков получения образования, согласованности специальностей и квалификаций профессионального образования;
реализации совместных проектов в сфере воспитания, молодежной политики, поддержки молодежного общественного движения.
Информация о текущей деятельности двух министерств и об участии образовательных организаций/учреждений образования в реализации государственных программ развития образования, предусматривающих мероприятия по модернизации и развитию образовательных систем Беларуси и России, размещается в открытом доступе на официальных сайтах министерств и образовательных организаций/учреждений образования Беларуси и России, что позволяет максимально оперативно и широко обеспечить ознакомление заинтересованных организаций с материалами и решениями по вопросам выполнения на национальном уровне положений, закрепленных в Концепции, и других нормативных правовых документах, касающихся сотрудничества и реализации государственной политики в сфере образования двух стран.
В период реализации Концепции наиболее пристальное внимание двух министерств было уделено работе по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России в сфере образования в части их приема на обучение. Во исполнение решения Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства от 9 октября 2014 г. N 10 "О создании равных условий для граждан Беларуси и России в сфере образования в части поступления в высшие учебные заведения двух стран" Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Российской Федерации проведен анализ эффективности существующих механизмов предоставления равных условий для граждан Беларуси и России в сфере образования в части поступления в высшие учебные заведения двух государств. По результатам проведенного анализа сформированная нормативная база и организация приемных кампаний Беларуси и России признаны эффективными и позволяющими гражданам государств-участников Союзного государства поступать на равных условиях в высшие учебные заведения Беларуси и России, о чем было доложено на заседании Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства 11 сентября 2015 г.
Во исполнение резолюции Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 1 "О ходе выполнения решений Высшего Государственного Совета Союзного государства" Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Российской Федерации были подготовлены материалы по вопросу "О развитии сотрудничества в области повышения квалификации педагогических работников сферы образования Республики Беларусь и Российской Федерации". По результатам рассмотрения данного вопроса на заседании Совета Министров Союзного государства 29 сентября 2015 г. принята резолюция N 10 "О развитии сотрудничества в области повышения квалификации педагогических работников сферы образования Республики Беларусь и Российской Федерации", согласно которой принимаемые указанными министерствами меры по развитию сотрудничества в области повышения квалификации педагогических работников сферы образования в рамках Союзного государства признаны достаточными.
Взаимное признание документов об образовании, полученных в Беларуси и России, осуществляется на основании двусторонних и многосторонних межгосударственных договоров и межправительственных соглашений, действие которых распространяется на документы государственного образца, выдаваемые образовательными организациями/учреждениями образования Беларуси и России, расположенными на территории других стран (уполномоченной организацией, осуществляющей функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, является ФГБУ "Главэкспертцентр", в Беларуси аналогичные функции исполняет Отдел признания документов ГУО "Республиканский институт высшей школы").
В целях повышения качества высшего образования, развития и укрепления отношений в области образования между Республикой Беларусь и Российской Федерацией разработан проект Соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Российской Федерации о государственной аккредитации образовательной деятельности учреждений образования (образовательных организаций). В настоящее время проект находится в стадии проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания.
С 2012 года Правительство Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет меры, направленные на увеличение заработной платы работников сферы образования. Минобрнауки России с участием Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки согласован проект единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год. Программа поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 973), содержит требования о совершенствовании системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, в частности, об отмене стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников.
За последние годы Правительством Республики Беларусь неоднократно принимались меры по повышению заработной платы педагогическим работникам. В частности, с 1 сентября 2014 г. практически всем педагогическим работникам значительно увеличены надбавки за наличие квалификационной категории, что позволило повысить заработную плату в среднем на 18%. Такой подход к повышению заработной платы способствует мотивации педагогических работников к повышению своей квалификации и, соответственно, качества образования.
Кроме того, с 2013 по 2015 годы в Республике Беларусь проводился эксперимент по апробации отраслевой системы оплаты труда педагогических работников учреждений общего среднего образования с учетом оплаты труда дополнительных функций, выполняемых педагогами, в зависимости от качества и результатов их труда.
Проведена работа по созданию электронных образовательных ресурсов и обеспечению доступа к ним зарегистрированных пользователей из числа обучающихся и профессорско-преподавательского состава.
Министерствами государств-участников принимаются меры по развитию современных образовательных технологий и электронных средств обучения. С 1 января 2015 г. в Российской Федерации для всех учебников, включенных в федеральный перечень учебников, представляется электронная форма, представляющая собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника. В Республике Беларусь утверждена концепция базового учебника, в рамках реализации которой осуществляется подготовка и издание на конкурсной основе базовых учебников по учебным предметам. Базовый учебник предполагает обязательное наличие компонентов учебно-методического комплекса на печатной основе и электронных приложений с функциями навигации.
В рамках Концепции при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства проводились на межгосударственном уровне мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи на основе реализации совместных проектов в сфере воспитания, молодежной политики, поддержки молодежного общественного движения (военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных (нахимовского военно-морского) и кадетских училищ, гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства "За честь Отчизны", туристский слет учащихся Союзного государства, Олимпиада школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность", конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства "Таланты XXI века". Проведен ряд мероприятий Союзного государства, посвященных 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
15 декабря 2014 г. в г. Минске подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере государственной молодежной политики между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Российской Федерации.
В целом участие в реализации Концепции позволило обеспечить выполнение в государствах-участниках положений основополагающих документов Союзного государства - Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г., а также многосторонних межгосударственных договоров и межправительственных соглашений, в частности, Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г. и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
10. Политика в сфере культуры и искусства
(отв. Министерство культуры Республики Беларусь, Министерство культуры Российской Федерации)
Целью сотрудничества в сфере культуры и искусства является формирование единого культурно-информационного пространства, повышение значимости культуры в укреплении взаимопонимания между народами Беларуси и России, усиление ее воздействия на всестороннее развитие общества.
В Беларуси и России сформирована и продолжает совершенствоваться система государственной поддержки искусства и народного творчества. Важную роль в отношениях двух стран играют контакты непосредственно между регионами.
Системный характер носит культурное и гуманитарное приграничное сотрудничество Псковской, Брянской, Смоленской областей с Витебской, Могилевской, Гомельской областями, а также между Калининградской и Гродненской областями. Интенсивно взаимодействуют регионы наших стран: более 70 субъектов России имеют соглашения о двустороннем сотрудничестве в сфере культуры со всеми областями Беларуси.
Большое значение министерства культуры Беларуси и России уделяли празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, прежде всего с точки зрения сохранения памяти о подвиге советского народа в борьбе с фашизмом и недопущения попыток фальсификации истории.
Так, 21 июня 2014 г. возле деревни Раковичи Светлогорского района Гомельской области состоялось торжественное открытие памятного знака, посвященного операции "Багратион". Создание и установка памятного знака, посвященного одной из самых крупномасштабных операций Великой Отечественной войны, осуществлялись в целях увековечения памяти великого подвига народа, укрепления дружеских связей между Беларусью и Россией и сохранения единой исторической памяти братских славянских народов.
4 июля 2014 г. в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в г. Минске состоялось открытие художественной выставки "Победители - и в творчестве вместе", посвященной 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В экспозиции были представлены более 100 работ художников военного времени и фотодокументов из фондов музеев войны Тверской областной картинной галереи, Нижнетагильского муниципального музея изобразительных искусств, Томского областного краеведческого музея имени М.Б.Шатилова, музеев МХАТ и Мосфильма. В 2015 году совместная выставка из фондов музеев истории Великой Отечественной войны Беларуси и России прошла в Центральном музее Великой Отечественной войны в г. Москве.
Активно развивается двустороннее сотрудничество в области культуры и искусства.
Одним из наиболее крупных и известных проектов является Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", финансирование мероприятий которого осуществляется, в том числе, за счет средств бюджета Союзного государства.
На регулярной основе по линии Союзного государства проводятся также следующие мероприятия:
гастроли Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра. Оркестр создан в 2008 году при участии Постоянного Комитета Союзного государства с целью содействия творческому развитию наиболее перспективных и талантливых музыкантов - представителей государств-участников Договора о создании Союзного государства, воспитания у них высокой профессиональной оркестровой культуры. Участники коллектива - учащиеся ведущих специализированных творческих школ Беларуси и России: Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки и Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского;
мастер-классы для учащихся художественных учебных заведений Беларуси и России "Союзное государство - молодым талантам XXI века". Данное мероприятие более 10 лет проводится ежегодно перед началом нового учебного года на базе Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского;
фестиваль Союзного государства "Творчество юных", который является ежегодным и проходит на территории одного из лучших российских курортов - городе Анапе. Фестиваль формирует благоприятные условия для развития творческого потенциала у детей двух стран, выполняет культурологическую, оздоровительную и образовательную функции;
фестиваль творчества инвалидов "Вместе мы сможем больше". Мероприятие проходит один раз в два года. Участники фестиваля - люди с ограниченными физическими возможностями в возрасте от 18 лет и старше из Беларуси и России, которые занимаются художественным творчеством в самых разных его проявлениях.
В рамках проведения согласованной двусторонней культурной политики значительное внимание уделяется обмену творческими коллективами, проведению совместных научных акций, научно-практических мероприятий различной тематики.
Ежегодно 2 апреля в г. Минске и в г. Москве в рамках Дня единения народов Беларуси и России проходят праздничные концерты с участием солистов и творческих коллективов Беларуси и России.
Необходимым элементом культуры, направленным на сохранение российских культурных традиций в Беларуси, и ознакомление российской публики с белорусскими театральными постановками, стала организация обменных гастролей театральных коллективов двух стран.
Министерствами культуры Беларуси и России проводится большая работа по реализации решения Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28 апреля 1999 г. N 6 "Об учреждении премий Союза Беларуси и России в области литературы и искусства". Премия присуждается выдающимся деятелям литературы и искусства и вручается один раз в два года Председателем Высшего Государственного Совета Союзного государства в торжественной обстановке, как правило, в рамках мероприятий Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске".
20 июня - 2 июля 2015 г. Минкультуры России совместно с Россотрудничеством и Правительством Москвы провели Дни российской духовной культуры в Республике Беларусь. Ключевыми темами данного масштабного мероприятия стали 1000-летие преставления равноапостольного князя Владимира - Крестителя Руси и 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
25 июня 2015 г. в рамках официальной части открытия Дней российской духовной культуры в Беларуси подписана Программа сотрудничества между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Беларусь на 2015 - 2017 годы.
11. Политика в сфере физической культуры и спорта
(отв. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Министерство спорта Российской Федерации)
Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни граждан Беларуси и России являются важной составляющей частью Концепции. При ее реализации особое внимание уделялось заботе о подрастающем поколении, обеспечению доступности спортивных услуг для граждан Союзного государства, созданию совместных рабочих групп по международным и юридическим вопросам в сфере физической культуры и спорта.
Реализация Концепции осуществлялась в рамках российско-белорусского сотрудничества в области физической культуры и спорта и имеет сложившиеся традиции. В данной работе принимают активное участие Министерство спорта и туризма Республики Беларусь и Министерство спорта Российской Федерации, которые совместно с региональными органами исполнительной власти и физкультурно-спортивными организациями, осуществляющими между собой прямые контакты, проводят совместные спортивные мероприятия, а также взаимодействуют при решении самых различных вопросов, включая отстаивание общих интересов в международных спортивных организациях.
В 2011 - 2015 годах при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства успешно проведены следующие мероприятия:
- Спартакиада Союзного государства для детей и юношества;
- Велопробег Союзного государства "Молодежь России и Беларуси - дорога в будущее Союзного государства", маршрут которого пролегал по территориям Беларуси и России.
Проведение совместных физкультурно-спортивных мероприятий, в которых ежегодно принимает участие свыше 1000 молодых людей, является одним из основных направлений развития массового физкультурного движения в рамках Союзного государства, ориентированного на патриотическое воспитание и формирование здоровой, физически и духовно молодежи.
Белорусские и российские спортсмены регулярно участвуют в международных соревнованиях, проводимых в Беларуси и России, и приглашаются на тренировочные мероприятия по различным видам спорта.
Кроме того, налажено тесное взаимодействие между спортивными федерациями Беларуси и России. Белорусские и российские спортсмены в своей подготовке активно используют спортивные базы России и Беларуси соответственно. Сборные команды Беларуси и России регулярно принимают участие в международных спортивных мероприятиях по различным видам спорта.
Приоритетным направлением взаимодействия является сотрудничество в области формирования здорового образа жизни граждан Беларуси и России.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь и Министерство спорта Российской Федерации ведут работу по укреплению международного сотрудничества. Сформирована и функционирует межведомственная рабочая группа по организации совместной деятельности в области физической культуры и спорта в рамках Союзного государства.
Специалисты, представляющие образовательные учреждения спортивной сферы, спортивную науку и медицину двух стран принимают участие в международных научно-практических конференциях, совместных научных исследованиях, обмениваются учебно-методической и научной информацией.
Большое значение Министерство спорта и туризма Республики Беларусь и Министерство спорта Российской Федерации придают проведению согласованной политики в международных спортивных организациях. Важным аспектом является сотрудничество с Всемирным антидопинговым агентством (WADА). В целях объединения усилий по противодействию допингу в спорте, начиная с 2006 года, осуществлялось долгосрочное сотрудничество на основании договора между Федеральным государственным унитарным предприятием "Антидопинговый центр" и учреждением "Национальное антидопинговое агентство". В рамках сотрудничества на постоянной основе проводилась работа по лабораторным исследованиям допинг-проб спортсменов, обмен опытом по актуальным вопросам проведения лабораторных исследований по антидопинговому контролю. Одним из направлений сотрудничества является взаимное участие специалистов в семинарах и конференциях по вопросам противодействия допингу в спорте.
В целях создания положительного имиджа Беларуси й России как спортивных держав на страницах белорусских и российских средств массовой информации, в эфире телевидения и радио регулярно размещаются материалы о развитии физической культуры и спорта государств-участников.
12. Политика в сфере туризма
(отв. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Федеральное агентство по туризму)
Беларусь и Россия обладают общим историко-культурным наследием и богатейшими ресурсами природно-рекреационного характера, спрос на которые интенсивно растет на мировом и региональных рынках туристических услуг.
Целью взаимодействия министерств и ведомств в данной сфере является создание единого туристического пространства как составной части всего процесса российско-белорусского интеграционного развития.
Туристические потоки между Беларусью и Россией ежегодно возрастают как по объему, так и по качеству организации, степени оздоровительной, культурно-познавательной и социальной насыщенности.
В 2014 году лидирующие позиции стран СНГ по въезду в Республику Беларусь организованных туристов сохранились за Российской Федерацией - 111,3 тыс. поездок. Граждане Беларуси совершили в 2014 году 63 тыс. туристских поездок в Россию. Средняя продолжительность пребывания российских туристов в Беларуси и белорусских туристов в России составляет четыре дня, что является самым высоким показателем на пространстве СНГ.
В России открываются белорусские туристские информационные центры. За счет средств бюджета Союзного государства в 2014 году издан путеводитель "От Бреста до Москвы". Постоянным Комитетом Союзного государства организован видеомост Москва - Минск с участием представителей сферы туризма. Проведены круглый стол "Состояние и перспективы развития сотрудничества в сфере туризма в рамках Союзного государства" (г. Москва) и форум "Туризм в Союзном государстве: современные вызовы" (г. Санкт-Петербург).
Туристическими ведомствами Беларуси и России с участием Постоянного Комитета Союзного государства проведен ряд совещаний, семинаров и конференций по развитию совместной деятельности в сфере туризма.
Среди основных мероприятий можно выделить Международный туристский форум "К истокам Руси" и День Союзного государства в рамках деловой программы выставки "Интурмаркет".
Продолжается работа по наполнению Реестра объектов культурно-исторического наследия Беларуси и России.
Главным итогом совместной деятельности Беларуси и России в сфере туризма является повышение заинтересованности в развитии двустороннего сотрудничества, взаимное стремление к формированию общей стратегии развития и расширения возможностей и условий для создания новых туристических продуктов и их продвижения на рынки туристических услуг.
<< Назад |
||
Содержание Резолюция Высшего Государственного Совета Союзного государства от 30 июня 2017 г. N 1 "Об итогах реализации Концепции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.