Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2017 г. N 66-АПГ17-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Думы Писаревского сельского поселения Тулунского района Иркутской области от 27 декабря 2013 г. N 21 "Об утверждении Генерального плана Писаревского муниципального образования Тулунского района Иркутской области" в части включения в границы сельского поселения лесных участков, по апелляционной жалобе Думы Писаревского сельского поселения Тулунского района Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 14 марта 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Думы Писаревского сельского поселения Тулунского района Иркутской области 27 декабря 2013 г. N 21 "Об утверждении Генерального плана Писаревского муниципального образования Тулунского района Иркутской области" в части включения в границы Писаревского сельского поселения Тулунского района Иркутской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Иркутская области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Иркутская область, Тулунский район, Тулунское лесничество Будаговское участковое лесничество (Технический участок N 13 "ГСС Тулунская"), а именно:
- в границы п. 4-е Отделение Государственной Селекционной Станции в квартале 71 выдел 10, выделы 13-17, выделы 18-22, выдел 24, в квартале 73 выдел 20, выдел 22, выдел 23, выдел 29, выделы 30-33, выдел 41;
- в границы п. 1-е Отделение Государственной Селекционной Станции в квартале 45 выдел 1, выдел 5, выдел 9, выдел 15, выдел 16;
- в границы д. Булюшкина в квартале 44 выделы 17-20, выдел 27.
Решением Иркутского областного суда от 14 марта 2017 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Дума Писаревского сельского поселения Тулунского района Иркутской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с не правильным определением обстоятельств дела, с нарушением норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы Рослесхозом и прокуратурой Иркутской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Думы Писаревского сельского поселения Тулунского района Иркутской области, Администрации Писаревского сельского поселения Тулунского района, Главы Писаревского сельского поселения Тулунского района Иркутской области, Министерства лесного комплекса Иркутской области, прокуратуры Иркутской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы и возражения на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в него утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с Уставом Писаревского муниципального образования, представительным органом сельского поселения является Дума Писаревского сельского поселения, к полномочиям которой отнесено принятие планов и программ развития сельского поселения.
Решением Думы Писаревского сельского поселения Тулунского района Иркутской области от 27 декабря 2013 г. N 21 "Об утверждении Генерального плана Писаревского муниципального образования Тулунского района Иркутской области" утвержден Генеральный план муниципального образования, которое опубликовано в газете "Писаревский вестник" от 30 декабря 2013 г. N 22.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Срок согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований установлен приказом Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 27 февраля 2012 г. N 69 (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 названного порядка, действовавшего в период подготовки Генерального плана городского поселения в редакции от 29 мая 2015 г., предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
В случае не поступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана органов данный проект считается согласованным с такими органами.
Судом установлено, что согласно генеральному плану Писаревского муниципального образования от 27 декабря 2013 г. граница муниципального образования имеет пересечение с землями лесного фонда, а именно установлено включение в границы Писаревского сельского поселения Тулунского района Иркутской области лесных участков в границах поселка 4-е Отделение Государственной Селекционной Станции в квартале 71 выдел 10, выделы 13-17, выделы 18-22, выдел 24, в квартале 73 выдел 20, выдел 22, выдел 23, выдел 29, выделы 30-33, выдел 41; поселка 1-е Отделение Государственной Селекционной Станции в квартале 45 выдел 1, выдел 5, выдел 9, выдел 15, выдел 16 и в границах д. Булюшкина в квартале 44 выделы 17-20, выдел 27.
Данное обстоятельство подтверждено схемой графического наложения границ населенного пункта на материалы лесоустройства Иркутского лесничества, выполненной ФГБУ "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект", а также картой-схемой административного деления территории Иркутской области, копией Лесохозяйственного регламента Тулунского лесничества лесоустроительной документацией: плана лесонасаждений Тулунской Государственной Селекционной Станции Иркутского управления сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства РСФСР (лесоустройство 1984 г.), материалов лесоустройства (копий планшетов), таксационных описаний, выписок и схем из государственного лесного реестра.
В результате в границы сельского поселения включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда общей площадью 133,6698 га.
Право собственности Российской Федерации на лесные участки подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информацией Управления Росреестра по Иркутской области.
Согласно материалам дела Федеральное агентство лесного хозяйства письмом от 13 декабря 2013 г. уведомило Минрегион России об отказе в согласовании проекта генерального плана Писаревского муниципального образования.
Минрегион России письмом от 10 сентября 2014 г. направило в адрес Администрации муниципального образования "Тулунский район" заключения федеральных органов исполнительной власти об отказе в согласовании проекта генерального плана Писаревского муниципального образования.
Отсутствие направления заключения на проект генерального плана от уполномоченного федерального органа исполнительной власти к главе сельского поселения в установленный трехмесячный срок, не может явиться основанием для вывода о соблюдении порядка принятия генерального плана в отношении лесных участков включенных в границы сельского поселения, тем более что фактически в согласовании проекта генерального плана было отказано.
Минрегион России в соответствии с Порядком согласования наделялся только организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
В связи со специальным правовым режимом лесного фонда и в целях недопущения незаконного изъятия его участков при утверждении генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений необходимо согласование о включении лесных участков в земли населенных пунктов с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений. Рослесхоз не согласовал оспариваемый нормативный правовой акт.
В связи с чем, судом сделан правильный вывод о том, что решение об утверждении генерального плана муниципального образования без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, принято с нарушением установленных норм.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что нет подтверждения включения в границы населенных пунктов лесных участков, поскольку границы участковых лесничеств не установлены, опровергаются материалами дела.
В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, частям лесотакционных выделов их границам и площадям.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документы, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный кадастровый учет участков лесного фонда, признается юридически действительным (часть 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ).
Наложение границ земель населенных пунктов на земли лесного фонда материалами дела подтверждены.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, Судебной коллегией не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 14 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Писаревского сельского поселения Тулунского района Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2017 г. N 66-АПГ17-23
Текст определения официально опубликован не был