Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2017 г. N 51-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Казанцевой С.А. о признании недействующим в части решения Барнаульской городской Думы от 30 октября 2015 г. N 521 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от 28 ноября 2014 г. N 398)", по апелляционной жалобе Барнаульской городской Думы на решение Алтайского краевого суда от 9 марта 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Казанцева С.А. обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Барнаульской городской Думы от 30 октября 2015 г. N 521 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от 28 ноября 2014 г. N 398)" в части изменения территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на территориальную зону Р.4 (зона специального назначения) в границах земельного участка, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Красноярская, д. 40.
Решением Алтайского краевого суда от 9 марта 2017 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Барнаульской городская Дума обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой об отмене судебного акта, полагая, что Правила землепользования и застройки в оспариваемой части не нарушают прав административного истца, поскольку на земельном участке находиться самовольно возведенный объект недвижимости, расположенный в зоне затопления 1% паводковыми водами.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе прокуратурой Алтайского края и административным истцом представлены возражения и отзыв.
В судебное заседание представители административного истца, Барнаульской городской Думы, Администрации города Барнаула, Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, прокуратуры Алтайского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
К вопросам местного значения городского округа относиться, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 42 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края к полномочиям городской Думы относится утверждение Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края.
В соответствии с процедурами, установленными статьями 24-25 и 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовлены проекты Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Правила землепользования и застройки).
Решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 г. N 245 (в редакции решения Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2011 г. N 450) "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834 (в редакции решения Барнаульской городской Думы от 28 ноября 2014 г. N 398) "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа-города Барнаула Алтайского края" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Постановлением Администрации г. Барнаула от 26 мая 2015 г. N 818 "О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" определен порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки, которое опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 3 июня 2015 г. N 79.
Проект решения Барнаульской городской Думы "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834", которым предусмотрено изложить приложения 1 и 2 Правил землепользования и застройки городского округа в новой редакции, опубликован в газете "Вечерний Барнаул" от 4 июля 2015 г. N 96 и размещен на официальном сайте города Барнаула.
Вопрос об изменении территориальной зоны п. Ильича был рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа (далее - Комиссия) 14 августа 2015 г. по обращению Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула об установлении территориальной зоны Ж.5 с единственным основным видом разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" без права строительства жилого дома на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением (п. Затон и п. Ильича). На заседании Комиссии рекомендовано установить территориальную зону зеленых насаждений специального назначения (Р.4).
30 октября 2015 г. Барнаульской городской Думой принято решение N 521 "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от 28 ноября 2014 г. N 398)", которым приложения 1 и 2 изложены в новой редакции, изменена территориальная зона Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на территориальную зону Р.4 (зона зеленых насаждений специального назначения).
Решение N 521 принято уполномоченным органом, официально опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от 6 ноября 2015 г. N 166, размещено на официальном сайте Интернет-сайте г. Барнаула (http://bamaaul.ogr) 6 ноября 2015 г., а также внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края 8 декабря 2015 г. за N RU22085208201500351.
Как следует из материалов дела, Казанцева С.А. использует земельный участок по адресу: г. Барнаул, п. Ильича, ул. Красноярская, д. 40, с расположенным на нем жилым домом.
В отношении жилого дома 1 августа 2016 г. составлен АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" технический паспорт, согласно которому строение литер А является самовольным строительством.
В связи с оформлением права собственности на жилой дом и земельный участок, административный истец обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (далее - Комитет по земельным ресурсам) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и о предоставлении его в собственность.
Комитет по земельным ресурсам письмом от 14 октября 2016 г. отказал истцу в удовлетворении заявления, поскольку земельный участок с жилым домом расположен в территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения (Р.4), для которой в соответствии с градостроительным регламентом эксплуатация жилого дома не предусмотрена, а также в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района и зоне затопления.
Согласно приложению 1 (карта градостроительного зонирования) к Правилам землепользования и застройки городского округа в редакции от 28 ноября 2014 г. N 398 земельный участок используемый истцом находился в территориальной зоне П.6 - зона коммунальных объектов. В соответствии с изменениями, внесенными решением от 30 октября 2015 г. N 521 в приложение 1 Правил землепользования и застройки, территориальная зона, в границах которой находится этот земельный участок, изменена на территориальную зону зеленных насаждений специального назначения (Р.4).
Административный истец полагает, что изменения территориальной зоны в границах земельного участка, противоречит Генеральному плану городского округа, согласно которому используемый им земельный участок находится в границах функциональной зоны индивидуальной застройки, что нарушает его права на приобретение земельного участка в собственность.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
В соответствии со статьями 8 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительного кодекса) утверждение правил землепользования и застройки относиться к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки на соответствие его, в том числе генеральному плану.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Судебная коллегия полагает, что внесенные в Правила землепользования и застройки городского округа изменения в территориальные зоны нарушают права административного истца по использованию земельного участка в соответствии с видом его условно разрешенного использования, поскольку в данном случае не соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану в силу требований части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса.
С учетом изложенного, отнесение земельного участка к территориальной зоне зеленых насаждений специального назначения (Р.4), осуществлено без учета требований законодательства о градостроительной деятельности.
Запрет на размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления и подтопления установлен статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации
Жилой дом истца построен до принятия этой нормы в 1978 году. Поскольку границы зоны затопления относительно п. Ильича в государственный кадастр недвижимости в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" порядке не внесены и не определены, то отнесение земельного участка к зоне затопления неправомерно.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 9 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Барнаульской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2017 г. N 51-АПГ17-9
Текст определения официально опубликован не был